Светлана Ивановна Рябцева
Использование элементов ТРИЗ и РТВ в рамках тематических занятий «Разговор о правильном питании»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов ТРИЗ и РТВ в рамках тематических занятий
«Разговор о правильном питании».
Дошкольное детство – самоценный период в жизни каждого ребенка. Только в том случае, если ребенок полноценно проживет этот период, полностью раскрываются его возможности и индивидуальные способности.
Современная педагогическая «Концепция дошкольного образования»
Публикация «Использование элементов ТРИЗ и РТВ в рамках тематических занятий „Разговор о правильном питании“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
нацеливает нас на переход от традиционного обучения знаниям, умениям и навыкам к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни, то есть ребенок в процессе обучения должен овладеть выработанными обществом средствами познания.
Обновление содержания образования предъявляет новые, более высокие требования к планированию и проведению занятий с детьми. Поэтому в работе необходимо использовать новые развивающие технологии обучения, основанные на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов, а так же необходимо использование в обучении детского экспериментирования, моделирования, знаково-символических средств.
Примером нетрадиционного подхода к развитию познавательной активности детей, к формированию творческого мышления ребенка является методика, созданная на основе элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и адаптированных методов развития творческого воображения (РТВ).
«Исследованиями установлено, что система работы, основанная на адаптированных методах ТРИЗ и РТВ, реализует потенциальные возможности дошкольников в плане развития диалектического мышления, формирует творческие способности ребенка!»
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.
Не так уж важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее его готовить к получению новых знаний, умению рассуждать, фантазировать, анализировать, делать самостоятельные умозаключения.
Активное овладение средствами мыслительной деятельности развивает у детей интерес к окружающему, рождает желание вновь пережить радость познания.
ТРИЗ имеет огромный запас инструментариев, но наиболее приемлемыми и адаптированными для детей дошкольного возраста, которые используются нами в процессе работы по правильному питанию, являются следующие методы и приемы:
- «мозговой штурм»;
- морфологический анализ;
- «системный оператор»;
- игры на противоречия «Хорошо – плохо»;
- игры на классификацию объектов материального мира:
«Мир вокруг нас», ««Как много всего придумал человек» и т. д.
Метод «мозгового штурма» - метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска решения творческих задач и противоречивых проблем, активизирующий ассоциативные способности человека. При сочинении истории или сказки с помощью группового обсуждения, ребенок принимает варианты, предложенные товарищем, развивает из них свою сюжетную линию.
В нашей работе «мозговой штурм» используется как групповое обсуждение проблемы по правильному питанию, с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбирать оригинальные решения задачи.
Детям дается вопрос или выдвигается какая-либо проблема, выслушиваются варианты ответов от всех детей, а затем подводится итог, как уточнение и систематизация обсуждаемой информации. Очень удачно этот метод подходит для игр на противоречия «Хорошо – плохо».
Любая система – это сгусток противоречий. У каждого объекта есть «хорошие» и «плохие» свойства. Отыскать эти противоречивые свойства – значит, сделать шаг к решению конкретной проблемы. А чтобы уверенно идти от решения к решению, необходимо диалектическое мышление, формированию которого помогают игры на противоречие из серии «Хорошо – плохо». Эти игры являются основными средствами обучения дошкольников умению видеть, формулировать и решать противоречия.
Например: «Здоровое питание» - это хорошо или плохо?
Хорошо, потому что это полезно и необходимо для здоровья, человек чувствует себя сильным, крепким, он не болеет…
Плохо, потому что это не всегда вкусно, хочется чего-нибудь сладкого, что считается вредным для здоровья…
«Бутерброд» - это хорошо или плохо?
Хорошо, потому что можно быстро приготовить и быстро съесть, «закрытые» бутерброды удобно брать в дорогу, не требуется посуда и столовые приборы, они очень вкусные…
Плохо, потому что нельзя их есть постоянно, так как это вредная пища для организма, они сухие, их надо чем-нибудь запивать…
Серия игр может быть посвящена переходу количества в качество.
Например, даются такие вопросы:
Одна конфета – хорошо, почему?
А много – плохо, почему?
Одна витаминка – хорошо, а много витаминок? и так далее.
С помощью игр на противоречия можно значительно активизировать учебный процесс и познавательную деятельность, расширить представления детей об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно-следственные отношения. Игры активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их речь, фантазию, учат рассуждать.
Морфологический анализ – этот метод позволяет систематизировать перебор вариантов, увеличивать их число.
В работе с дошкольниками морфологический анализ осуществляется на начальном этапе - по морфологической дорожке, а затем – по морфотаблице. С помощью комбинаторики можно получить неограниченное число вариантов взаимодействий объектов с требуемой главной функцией. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления (качество комбинаторики). Ребенком усваивается принцип вариативности в рамках заданной темы.
С помощью морфологической дорожки дети придумывают сказки.
Например: используя пример «оживления», детям дается задание придумать сказку о бутерброде, который отправится в путешествие по «дорожке». В каждом окошечке этой дорожки живут герои, выбранные свободно самими детьми. Начало сказки обозначает педагог, а дальше идет творчество, фантазия детей (кого повстречает герой, о чем будут говорить, что будут делать).
По морфотаблице можно проследить какие изменения происходят с объектами природного и рукотворного мира, в зависимости от времени года.
Формируется подвижность мысли, дети описывают сезонность объектов.
Шапка - Носим на голове - Обрабатывается от моли, лежит в шкафу - Достают из шкафа, носят на голове - Утепляется или убирается до весны.
Ягода - В компоте, варенье, растет под снегом - растет, созревает собирают, варят варенье - радуемся компотам, варенью - едим варенье, пьем компоты.
Систематическое использование в работе «морфологического анализа» развивает у детей аналитико-синтетические способности. Позволяет научить некоторым приемам обработки имеющейся информации и добыванию новой, а значит, оказывает значительное влияние на развитие мыслительной активности детей.
«Системный оператор». Под системным мышлением понимается способность человека рассуждать по отношению к единому целому как имеющего определенное назначение, состоящего из взаимосвязанных частей, функционирующего в какой-либо среде и имеющего прошлое и будущее. Многоэкранный стиль мышления должен стать нормой творческой деятельности человека.
ТРИЗовцы считают, что такому способу мышления надо учить с детства, взяв за основу «системный оператор».
Основная форма обучения при этом – игра.
Игры с детьми по схеме многоэкранного мышления дают ребенку умение видеть объект (систему) во всей его сложности, учитывать входящие в систему подсистемы и надсистемы, будущее и прошлое.
Только тогда, когда ребенок рассматривает систему в прошлом, настоящем, будущем, появляется возможность увидеть взаимосвязь изменяемых объектов.
Основная цель игр – занятий:
-научить ребенка видеть целое, состоящее из частей, понять, что система обладает неким «системным» свойством, которого нет у ее частей;
-объединять части в одно целое;
-учить видеть прошлое и будущее системы, ее частей;
-уметь сформулировать основную функцию данной системы;
-уметь выбирать каждый из экранов системы, рассматривая его как самостоятельный, так и в окружении лежащих рядом экранов;
-учить рассматривать объект не только в реальной надсистеме и подсистеме, но и в фантастической.
Во время игры не обязательно рассматривать сразу все 9 экранов. Игра может длиться несколько дней, накапливать материал постепенно, но с фиксацией уже накопленного материала в виде рисунков, символов. В итоговом занятии необходимо обобщить знания, сделать вывод.
Рассматривать на «системном операторе» можно как предметы природного, так и рукотворного мира.
С огромным интересом принимают дети задачи с недостатком данных,
игры на классификацию объектов материального мира: «Мир вокруг нас», ««Как много всего придумал человек», которые проводятся в форме игры «Да-нетка». Цель: учить детей задавать вопросы по расширению знаний об объектах и осуществлять мыслительные действия по сужению поля поиска.
Линейная «Да-нетка»: в ряд ставятся предметы или предметные картинки (не менее девяти) и предлагается детям узнать, какой предмет из этих я загадала. Как правило, дети начинают искать, перечисляя предметы. «Нет, я на такие вопросы не отвечаю. Найдите и назовите, какой предмет находится в середине. Какие предметы по краям? А теперь спросите меня, между какими предметами находится мой, загаданный предмет. (Ребенок, задавая вопрос, называет один из крайних предметов и тот, который стоит в середине.) Узнав, в какой половине надо искать загаданный предмет, снова находится середина уже этой части и задается соответствующий вопрос.
«Да-нетка» на загаданное слово. Педагог загадывает слово, а дети, задавая различные вопросы, исключающие ненужную группу объектов, в конечном результате отгадывают это слово. Вопросы надо задавать так, чтобы на него можно было ответить словами «да» или «нет», или «и да, и нет» (поэтому игра и называется «Да-нетка»).
Чтобы научить детей быстро отгадывать слово, правильно задавать вопросы, нами используется обобщенная схема сужения поля поиска (см. ниже).
Исследованиями психологов и педагогов установлено, что система работы, основанная на выше перечисленных адаптированных методах ТРИЗ и РТВ, реализует потенциальные возможности дошкольников в плане развития диалектического мышления, познавательной активности, формирует творческие способности ребенка. При наблюдениях в ходе эксперимента у дошкольников проявляются такие основополагающие качества как:
- целепологание, то есть к концу дошкольного возраста ребенок приобретает умение выстраивать цепочки целей; некоторую иерархическую линию в общих чертах на далекое будущее, подробно – в настоящем устанавливать связь между будущим и настоящим;
- умение планировать деятельность по выполнению намеченной цели;
- развитие достаточно высокого уровня работоспособности по отношению к реализации намеченной цели (брались для анализа параметры времени, устойчивости интереса, самостоятельности и инициативы по началу, развитию и окончанию деятельности ребенка);
- умение решать творческие задачи, как необходимое качество творческой личности: чувствительность к проблемной ситуации, умение описать творческую задачу, желание ее решить, умение (на полуактивном этапе) формулировать противоречие, решить его без большого количества проб и ошибок, элементарно описать решение и сформулировать возможные варианты появления новых задач;
- развитие упорства, умения противостоять «внешним обстоятельствам», мешающим реализации намеченной цели.
Принципы такой работы с дошкольниками включают в себя:
- доступность содержания, с учетом психических возможностей детей;
- самостоятельность и инициативу ребенка во всех видах деятельности;
- интегрированность разных видов деятельности;
- приоритетность игровых форм заданий и упражнений над учебными.
Таким образом, используя в работе с нашими детьми разнообразные игровые упражнения и дидактические игры с подключением элементов ТРИЗ и РТВ, и добившись положительных результатов, мы пришли к выводу, что занимательная и доступная форма их использования позволяет многому научить детей, восполнить пробелы в их знаниях.
При этом, чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе следующими принципами:
- необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- максимальное внимание уделять отстающим детям;
- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;
- сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
- принудительное обучение бесполезно, поэтому надо помнить, что прочные познавательные навыки у ребенка формируются только в результате деятельности, основанной на интересе.
Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!