МААМ-картинки

Использование элементов ТРИЗ и РТВ в рамках тематических занятий «Разговор о правильном питании»

Светлана Ивановна Рябцева
Использование элементов ТРИЗ и РТВ в рамках тематических занятий «Разговор о правильном питании»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование элементов ТРИЗ и РТВ в рамках тематических занятий

«Разговор о правильном питании».

Дошкольное детство – самоценный период в жизни каждого ребенка. Только в том случае, если ребенок полноценно проживет этот период, полностью раскрываются его возможности и индивидуальные способности.

Современная педагогическая «Концепция дошкольного образования»

Публикация «Использование элементов ТРИЗ и РТВ в рамках тематических занятий „Разговор о правильном питании“» размещена в разделах

нацеливает нас на переход от традиционного обучения знаниям, умениям и навыкам к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни, то есть ребенок в процессе обучения должен овладеть выработанными обществом средствами познания.

Обновление содержания образования предъявляет новые, более высокие требования к планированию и проведению занятий с детьми. Поэтому в работе необходимо использовать новые развивающие технологии обучения, основанные на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов, а так же необходимо использование в обучении детского экспериментирования, моделирования, знаково-символических средств.

Примером нетрадиционного подхода к развитию познавательной активности детей, к формированию творческого мышления ребенка является методика, созданная на основе элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и адаптированных методов развития творческого воображения (РТВ).

«Исследованиями установлено, что система работы, основанная на адаптированных методах ТРИЗ и РТВ, реализует потенциальные возможности дошкольников в плане развития диалектического мышления, формирует творческие способности ребенка!»

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.

Не так уж важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее его готовить к получению новых знаний, умению рассуждать, фантазировать, анализировать, делать самостоятельные умозаключения.

Активное овладение средствами мыслительной деятельности развивает у детей интерес к окружающему, рождает желание вновь пережить радость познания.

ТРИЗ имеет огромный запас инструментариев, но наиболее приемлемыми и адаптированными для детей дошкольного возраста, которые используются нами в процессе работы по правильному питанию, являются следующие методы и приемы:

- «мозговой штурм»;

- морфологический анализ;

- «системный оператор»;

- игры на противоречия «Хорошо – плохо»;

- игры на классификацию объектов материального мира:

«Мир вокруг нас», ««Как много всего придумал человек» и т. д.

Метод «мозгового штурма» - метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска решения творческих задач и противоречивых проблем, активизирующий ассоциативные способности человека. При сочинении истории или сказки с помощью группового обсуждения, ребенок принимает варианты, предложенные товарищем, развивает из них свою сюжетную линию.

В нашей работе «мозговой штурм» используется как групповое обсуждение проблемы по правильному питанию, с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбирать оригинальные решения задачи.

Детям дается вопрос или выдвигается какая-либо проблема, выслушиваются варианты ответов от всех детей, а затем подводится итог, как уточнение и систематизация обсуждаемой информации. Очень удачно этот метод подходит для игр на противоречия «Хорошо – плохо».

Любая система – это сгусток противоречий. У каждого объекта есть «хорошие» и «плохие» свойства. Отыскать эти противоречивые свойства – значит, сделать шаг к решению конкретной проблемы. А чтобы уверенно идти от решения к решению, необходимо диалектическое мышление, формированию которого помогают игры на противоречие из серии «Хорошо – плохо». Эти игры являются основными средствами обучения дошкольников умению видеть, формулировать и решать противоречия.

Например: «Здоровое питание» - это хорошо или плохо?

Хорошо, потому что это полезно и необходимо для здоровья, человек чувствует себя сильным, крепким, он не болеет…

Плохо, потому что это не всегда вкусно, хочется чего-нибудь сладкого, что считается вредным для здоровья…

«Бутерброд» - это хорошо или плохо?

Хорошо, потому что можно быстро приготовить и быстро съесть, «закрытые» бутерброды удобно брать в дорогу, не требуется посуда и столовые приборы, они очень вкусные…

Плохо, потому что нельзя их есть постоянно, так как это вредная пища для организма, они сухие, их надо чем-нибудь запивать…

Серия игр может быть посвящена переходу количества в качество.

Например, даются такие вопросы:

Одна конфета – хорошо, почему?

А много – плохо, почему?

Одна витаминка – хорошо, а много витаминок? и так далее.

С помощью игр на противоречия можно значительно активизировать учебный процесс и познавательную деятельность, расширить представления детей об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно-следственные отношения. Игры активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их речь, фантазию, учат рассуждать.

Морфологический анализ – этот метод позволяет систематизировать перебор вариантов, увеличивать их число.

В работе с дошкольниками морфологический анализ осуществляется на начальном этапе - по морфологической дорожке, а затем – по морфотаблице. С помощью комбинаторики можно получить неограниченное число вариантов взаимодействий объектов с требуемой главной функцией. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления (качество комбинаторики). Ребенком усваивается принцип вариативности в рамках заданной темы.

С помощью морфологической дорожки дети придумывают сказки.

Например: используя пример «оживления», детям дается задание придумать сказку о бутерброде, который отправится в путешествие по «дорожке». В каждом окошечке этой дорожки живут герои, выбранные свободно самими детьми. Начало сказки обозначает педагог, а дальше идет творчество, фантазия детей (кого повстречает герой, о чем будут говорить, что будут делать).

По морфотаблице можно проследить какие изменения происходят с объектами природного и рукотворного мира, в зависимости от времени года.

Формируется подвижность мысли, дети описывают сезонность объектов.

Шапка - Носим на голове - Обрабатывается от моли, лежит в шкафу - Достают из шкафа, носят на голове - Утепляется или убирается до весны.

Ягода - В компоте, варенье, растет под снегом - растет, созревает собирают, варят варенье - радуемся компотам, варенью - едим варенье, пьем компоты.

Систематическое использование в работе «морфологического анализа» развивает у детей аналитико-синтетические способности. Позволяет научить некоторым приемам обработки имеющейся информации и добыванию новой, а значит, оказывает значительное влияние на развитие мыслительной активности детей.

«Системный оператор». Под системным мышлением понимается способность человека рассуждать по отношению к единому целому как имеющего определенное назначение, состоящего из взаимосвязанных частей, функционирующего в какой-либо среде и имеющего прошлое и будущее. Многоэкранный стиль мышления должен стать нормой творческой деятельности человека.

ТРИЗовцы считают, что такому способу мышления надо учить с детства, взяв за основу «системный оператор».

Основная форма обучения при этом – игра.

Игры с детьми по схеме многоэкранного мышления дают ребенку умение видеть объект (систему) во всей его сложности, учитывать входящие в систему подсистемы и надсистемы, будущее и прошлое.

Только тогда, когда ребенок рассматривает систему в прошлом, настоящем, будущем, появляется возможность увидеть взаимосвязь изменяемых объектов.

Основная цель игр – занятий:

-научить ребенка видеть целое, состоящее из частей, понять, что система обладает неким «системным» свойством, которого нет у ее частей;

-объединять части в одно целое;

-учить видеть прошлое и будущее системы, ее частей;

-уметь сформулировать основную функцию данной системы;

-уметь выбирать каждый из экранов системы, рассматривая его как самостоятельный, так и в окружении лежащих рядом экранов;

-учить рассматривать объект не только в реальной надсистеме и подсистеме, но и в фантастической.

Во время игры не обязательно рассматривать сразу все 9 экранов. Игра может длиться несколько дней, накапливать материал постепенно, но с фиксацией уже накопленного материала в виде рисунков, символов. В итоговом занятии необходимо обобщить знания, сделать вывод.

Рассматривать на «системном операторе» можно как предметы природного, так и рукотворного мира.

С огромным интересом принимают дети задачи с недостатком данных,

игры на классификацию объектов материального мира: «Мир вокруг нас», ««Как много всего придумал человек», которые проводятся в форме игры «Да-нетка». Цель: учить детей задавать вопросы по расширению знаний об объектах и осуществлять мыслительные действия по сужению поля поиска.

Линейная «Да-нетка»: в ряд ставятся предметы или предметные картинки (не менее девяти) и предлагается детям узнать, какой предмет из этих я загадала. Как правило, дети начинают искать, перечисляя предметы. «Нет, я на такие вопросы не отвечаю. Найдите и назовите, какой предмет находится в середине. Какие предметы по краям? А теперь спросите меня, между какими предметами находится мой, загаданный предмет. (Ребенок, задавая вопрос, называет один из крайних предметов и тот, который стоит в середине.) Узнав, в какой половине надо искать загаданный предмет, снова находится середина уже этой части и задается соответствующий вопрос.

«Да-нетка» на загаданное слово. Педагог загадывает слово, а дети, задавая различные вопросы, исключающие ненужную группу объектов, в конечном результате отгадывают это слово. Вопросы надо задавать так, чтобы на него можно было ответить словами «да» или «нет», или «и да, и нет» (поэтому игра и называется «Да-нетка»).

Чтобы научить детей быстро отгадывать слово, правильно задавать вопросы, нами используется обобщенная схема сужения поля поиска (см. ниже).

Исследованиями психологов и педагогов установлено, что система работы, основанная на выше перечисленных адаптированных методах ТРИЗ и РТВ, реализует потенциальные возможности дошкольников в плане развития диалектического мышления, познавательной активности, формирует творческие способности ребенка. При наблюдениях в ходе эксперимента у дошкольников проявляются такие основополагающие качества как:

- целепологание, то есть к концу дошкольного возраста ребенок приобретает умение выстраивать цепочки целей; некоторую иерархическую линию в общих чертах на далекое будущее, подробно – в настоящем устанавливать связь между будущим и настоящим;

- умение планировать деятельность по выполнению намеченной цели;

- развитие достаточно высокого уровня работоспособности по отношению к реализации намеченной цели (брались для анализа параметры времени, устойчивости интереса, самостоятельности и инициативы по началу, развитию и окончанию деятельности ребенка);

- умение решать творческие задачи, как необходимое качество творческой личности: чувствительность к проблемной ситуации, умение описать творческую задачу, желание ее решить, умение (на полуактивном этапе) формулировать противоречие, решить его без большого количества проб и ошибок, элементарно описать решение и сформулировать возможные варианты появления новых задач;

- развитие упорства, умения противостоять «внешним обстоятельствам», мешающим реализации намеченной цели.

Принципы такой работы с дошкольниками включают в себя:

- доступность содержания, с учетом психических возможностей детей;

- самостоятельность и инициативу ребенка во всех видах деятельности;

- интегрированность разных видов деятельности;

- приоритетность игровых форм заданий и упражнений над учебными.

Таким образом, используя в работе с нашими детьми разнообразные игровые упражнения и дидактические игры с подключением элементов ТРИЗ и РТВ, и добившись положительных результатов, мы пришли к выводу, что занимательная и доступная форма их использования позволяет многому научить детей, восполнить пробелы в их знаниях.

При этом, чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе следующими принципами:

- необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому;

- максимальное внимание уделять отстающим детям;

- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;

- сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;

- принудительное обучение бесполезно, поэтому надо помнить, что прочные познавательные навыки у ребенка формируются только в результате деятельности, основанной на интересе.

Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

«Как утолить жажду». Беседа о здоровом и правильном питании«Как утолить жажду». Беседа о здоровом и правильном питании Цель: - дать детям первоначальные знания о здоровом и правильном питании; - знакомить детей с особенностями жаркого климата и рассказать.

«Овощи — витаминные продукты». Беседа о здоровом и правильном питании«Овощи — витаминные продукты». Беседа о здоровом и правильном питании Цель - продолжать давать детям знания о здоровом и правильном питании; - рассказать о пользе овощей в рационе питания, о блюдах, которые.

Фотоотчет «Разговор о правильном питании на неделе здоровья»Фотоотчет «Разговор о правильном питании на неделе здоровья» Открыв торжественно неделю Здоровья. Дети активно работают по поиску информации для наполнения папок о слагаемых здорового образа жизни.

Использование элементов методики ТРИЗ в логопедии. Игра «Паучок» для составления сложных предложенийИспользование элементов методики ТРИЗ в логопедии. Игра «Паучок» для составления сложных предложений Использование дидактической логической игры «Паучок» для коррекции речи детей на логопедических занятиях (по методике ТРИЗ) Учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов ТРИЗ и РТВ в рамках тематических занятий «Разговор о правильном питании»
Опубликовано: 17 октября 2024 в 07:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов ТРИЗ и РТВ в рамках тематических занятий «Разговор о правильном питании»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ивановна Рябцева (УИ 3085791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД