Светлана Владимирова
Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодно в наш детский дом поступают дети, которые либо никогда не знали семью, либо по разным причинам произошло разлучение с семьей. Проводя логопедическое обследование детей, я обратила внимание на то, что чаще всего дети поступают с нарушением всех компонентов речи: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Анализ исследования показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и её предпосылки. У них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, страдает предметная деятельность. Кроме того, в следствие ранней социальной депривации у детей нет потребности в общении и слаборазвиты доречевые средства общения, несформировано слуховое внимание и восприятие, фонематический слух, артикуляционный аппарат, очень сильно страдает мелкая моторика.
Публикация «Использование элементов методики М, Монтессори в работе логопеда детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В планировании своей работы я опираюсь на методики обучения таких авторов как Т. Б. Филичева, З. Е. Агранович, Н. В. Нищева, Т. А. Ткачева и др.
Учитывая все трудности в своей работе, я поняла, что данную проблему мне поможет решить внедрение в практику элементов методики М. Монтессори. Большую помощь мне в этом оказало специальное обучение в Ассоциации Монтессори - педагогике в городе Москва.
Я считаю, что любой человек с самого рождения наделён собственным внутренним потенциалом, уникальностью. И мы, взрослые, должны своевременно раскрыть способности, создать условия для максимального развития ребенка.
Мария Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания, она считала, что с самого рождения ребенок, как губка – впитывает всё, что его окружает. Ведь это так и есть. Как показывает опыт работы логопеда в детском доме, сенсоматорика (слух, осязание, обоняние, зрение) служит тем толчком, когда включается компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи.
Основной целью логопедической работы с использованием элементов методики М. Монтессори я поставила :
-Создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования дидактических Монтессори – материалов.
Задачи, которые я решаю в своей работе :
Создать базу для формирования сенсорных представлений и эталонов, как предпосылку умственного развития.
Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического.
Решать образовательные задачи с помощью Монтессори – материалов.
Сформировать учебные навыки: познавательный интерес, способность к длительному сосредоточению, работоспособность, произвольность.
Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную деятельность.
Реализовывать на практике принципы здоровье – и энергосберегающих систем обучения.
Для решения всех этих задач на своих логопедических занятиях я использую методики следующих авторов : М. Монтессори, Е. Хилтунен, Е. Б. Танникова, Н. В. Пятибратова.
Свою работу я начала с детьми 3-4 лет. В средней группе выбор в пользу преобладания именно сенсомоторных материалов основан на принципах сенситивных периодов развития. Помогли мне в этом материалы, представленные в книге автора Пятибратовой Н. В.
Организация занятия традиционная:
Начинается с круга, содержание которого соответствует планированию работы. Круг - это, прежде всего, возможность побыть вместе. Дети рассказывают, о чем ты думают, что чувствуют, задают вопросы, высказывают свое мнение. Также на круге повторяем правила работы с Монтессори – материалом в стихотворной форме.
Ходьба на линии: Сюда я включаю упражнения на координацию движения, задания на развития внимания, памяти и фонематического слуха. Хорошо использовать логоритмические движения.
На приветствии можно решить разные коррекционные задачи: увеличение словарного запаса необходимыми словами (добрыми словами, употребление уменьшительно-ласкательных форм имен). На приветствии закрепляем внятность произношений имен, работаем над силой и темпом голоса (тихо – громко, шепотом, быстро – медленно). Также я включаю сюда пальчиковую гимнастику, су-джок.
На минутках тишины уместно использовать элементы аутотренинга с релаксацией под тихую музыку (пение птиц, звуки животных, води и т. д., различные расслабляющие движения.
Во время свободной работы ребенок сам выбирает Монтессори – материал, место, где устроиться. Моя задача – показать, как работать с материалом. Материалы меняются по необходимости, так как дети много и охотно работают с ними. Для отслеживания динамики обучения по Монтессори – материалам я веду учет работы их использования. Специфика логопедической работы заключается в том, что необходимо отменить или видоизменить некоторые основополагающие принципы классического Монтессори – метода, где педагог и ребенок минимально пользуется речью. Так как моей основной целью является решение речевых задач в процессе презентации идет речевое сопровождение деятельности планирования работы.
В результате использования элементов методики Монтессори я отметила, что у детей формируются такие качества:
уверенность в себе
позитивная самооценка
высокая познавательная мотивация
умение делать выбор исходя из реальных потребностей
способность концентрироваться на работе
трудолюбие и самостоятельность
умение общаться
Список использованной литературы :
• Афанасьева Т. И «Учить по Монтессори» (из опыта работы, Москва, 1996 г.
• Монтессори М. «Дети – другие», Москва 2005 г.
• Пятибратова Н. В. «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори», Москва, 2010 г.
• Танникова Е. Б. «Монтессори группы в ДОУ», Москва, 2007 г.
• Хилтунен Е. «Уроки на корточках», Москва, 2006 г.