Папки-передвижки

Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома

Светлана Владимирова
Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома
▼ Скачать + Заказать документы

Ежегодно в наш детский дом поступают дети, которые либо никогда не знали семью, либо по разным причинам произошло разлучение с семьей. Проводя логопедическое обследование детей, я обратила внимание на то, что чаще всего дети поступают с нарушением всех компонентов речи: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Анализ исследования показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и её предпосылки. У них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, страдает предметная деятельность. Кроме того, в следствие ранней социальной депривации у детей нет потребности в общении и слаборазвиты доречевые средства общения, несформировано слуховое внимание и восприятие, фонематический слух, артикуляционный аппарат, очень сильно страдает мелкая моторика.

Публикация «Использование элементов методики М, Монтессори в работе логопеда детского дома» размещена в разделах

В планировании своей работы я опираюсь на методики обучения таких авторов как Т. Б. Филичева, З. Е. Агранович, Н. В. Нищева, Т. А. Ткачева и др.

Учитывая все трудности в своей работе, я поняла, что данную проблему мне поможет решить внедрение в практику элементов методики М. Монтессори. Большую помощь мне в этом оказало специальное обучение в Ассоциации Монтессори - педагогике в городе Москва.

Я считаю, что любой человек с самого рождения наделён собственным внутренним потенциалом, уникальностью. И мы, взрослые, должны своевременно раскрыть способности, создать условия для максимального развития ребенка.

Мария Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания, она считала, что с самого рождения ребенок, как губка – впитывает всё, что его окружает. Ведь это так и есть. Как показывает опыт работы логопеда в детском доме, сенсоматорика (слух, осязание, обоняние, зрение) служит тем толчком, когда включается компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи.

Основной целью логопедической работы с использованием элементов методики М. Монтессори я поставила :

-Создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования дидактических Монтессори – материалов.

Задачи, которые я решаю в своей работе :

Создать базу для формирования сенсорных представлений и эталонов, как предпосылку умственного развития.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического.

Решать образовательные задачи с помощью Монтессори – материалов.

Сформировать учебные навыки: познавательный интерес, способность к длительному сосредоточению, работоспособность, произвольность.

Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную деятельность.

Реализовывать на практике принципы здоровье – и энергосберегающих систем обучения.

Для решения всех этих задач на своих логопедических занятиях я использую методики следующих авторов : М. Монтессори, Е. Хилтунен, Е. Б. Танникова, Н. В. Пятибратова.

Свою работу я начала с детьми 3-4 лет. В средней группе выбор в пользу преобладания именно сенсомоторных материалов основан на принципах сенситивных периодов развития. Помогли мне в этом материалы, представленные в книге автора Пятибратовой Н. В.

Организация занятия традиционная:

Начинается с круга, содержание которого соответствует планированию работы. Круг - это, прежде всего, возможность побыть вместе. Дети рассказывают, о чем ты думают, что чувствуют, задают вопросы, высказывают свое мнение. Также на круге повторяем правила работы с Монтессори – материалом в стихотворной форме.

Ходьба на линии: Сюда я включаю упражнения на координацию движения, задания на развития внимания, памяти и фонематического слуха. Хорошо использовать логоритмические движения.

На приветствии можно решить разные коррекционные задачи: увеличение словарного запаса необходимыми словами (добрыми словами, употребление уменьшительно-ласкательных форм имен). На приветствии закрепляем внятность произношений имен, работаем над силой и темпом голоса (тихо – громко, шепотом, быстро – медленно). Также я включаю сюда пальчиковую гимнастику, су-джок.

На минутках тишины уместно использовать элементы аутотренинга с релаксацией под тихую музыку (пение птиц, звуки животных, води и т. д., различные расслабляющие движения.

Во время свободной работы ребенок сам выбирает Монтессори – материал, место, где устроиться. Моя задача – показать, как работать с материалом. Материалы меняются по необходимости, так как дети много и охотно работают с ними. Для отслеживания динамики обучения по Монтессори – материалам я веду учет работы их использования. Специфика логопедической работы заключается в том, что необходимо отменить или видоизменить некоторые основополагающие принципы классического Монтессори – метода, где педагог и ребенок минимально пользуется речью. Так как моей основной целью является решение речевых задач в процессе презентации идет речевое сопровождение деятельности планирования работы.

В результате использования элементов методики Монтессори я отметила, что у детей формируются такие качества:

уверенность в себе

позитивная самооценка

высокая познавательная мотивация

умение делать выбор исходя из реальных потребностей

способность концентрироваться на работе

трудолюбие и самостоятельность

умение общаться

Список использованной литературы :

• Афанасьева Т. И «Учить по Монтессори» (из опыта работы, Москва, 1996 г.

Монтессори М. «Дети – другие», Москва 2005 г.

• Пятибратова Н. В. «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори», Москва, 2010 г.

• Танникова Е. Б. «Монтессори группы в ДОУ», Москва, 2007 г.

• Хилтунен Е. «Уроки на корточках», Москва, 2006 г.

Публикации по теме:

Реализация национально-регионального компонента через театрализованную игруРеализация национально-регионального компонента через театрализованную игру В МБДОУ №4 "Снегурочка" функционирует группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. У ребят сложные расстройства,.

Выступление логопеда на итоговом родительском собрании На протяжении всего года с детьми велась коррекционно-развивающая работа по следующим направлениям: - расширение и обогащение словаря детей;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома
Опубликовано: 14 января 2014 в 15:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Владимирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД