Ольга Неделько
Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми 4-5 лет»
Четкая, внятная речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка.
Темочки:
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие речевого дыхания
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Очень многие дети дошкольного возраста сейчас имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков. Большинство этих недостатков носят временный, непостоянный характер. Если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в школе; возникают сложные речевые нарушения.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
• речевой слух,
• речевое внимание,
• речевое дыхание,
• голосовой и речевой аппарат.
С целью профилактики возникновения речевых нарушений я применяю в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. В том числе широко использую в работе с детьми элементы дыхательной гимнастики и самомассажа.
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности (можно показать) Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание.
В целях развития речевого дыхания у детей я применяю упражнения дыхательной гимнастики. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие детям. Все упражнения выполняются на фоне положительных ответных реакций детей. Занятия дыхательной гимнастикой с детьми провожу по 2-3 минуты. Я использую дыхательную гимнастику в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера: как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после физической нагрузки; в утренней гимнастике, в свободной деятельности. Упражнения для детей провожу в игровой форме, используя различные исходные положения детей: стоя, сидя, лежа.
Часто использую дыхательную гимнастику в стихотворной форме. Стихи для выполнения дыхательной гимнастики создают ритм движениям воспитанников, а правильное произношение звука на выдохе помогает в развитии речевого дыхания. Особенно нравятся детям моей группы такие упражнения, как:
Насос
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох)
Вырасти большой
Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.
И. п. – о. с.
1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х».
Чтобы заинтересовать детей, упражнения подбираю с веселыми названиями. Большинство пособий изготавливаю сама, стараюсь их делать яркими и привлекательными.
Упражнения на развитие сильного ротового выдоха, активизации губных мышц (например, «Осенние листочки», «Снежинка», «Вертушка», «Разноцветные бантики», «Птичка» в зависимости от ситуации и времени года).
Упражнения для развития плавного, длительного вдоха и выдоха (например, «Дождик», «Снегопад», «Бабочки» в зависимости от времени года).
Упражнение «Футболисты», при выполнении которого необходимо дуть на шарик, стараясь «забить гол». При этом необходимо следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».
Для удобства мною была создана картотека упражнений дыхательной гимнастики для воспитанников средней группы.
Самомассаж – еще одно эффективное средство развития речи детей.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа.
При проведении самомассажа я использую ряд приёмов : поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев, стряхивание.
Самомассаж провожу в режимных моментах ежедневно по 5-7 минут, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполняем 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук.
Некоторые упражнения я провожу с использованием нетрадиционных материалов: грецкого ореха, шишки, ребристого карандаша или прищепки, также использую массажеры Су Джок.
Использую упражнения самомассажа различных зон : рук, тела, ушных раковин, лица и т. д., например, упражнения для самомассажа рук
САМОМАССАЖ РУК
«Стряпаем вместе» (имитация скатывания колобков)
Мы постряпаем ватрушки, будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем будем маме помогать.
Вот ладошки разотрем – будет нам тепло с огнем.
«Греем ручки» (растирание ладошек)
Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.
СУХОЙ БАССЕЙН
Для этого контейнер и заполнила промытой и высушенной фасолью. Ребенок выполняет различные упражнения, при этом руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения- скоординированными. Самомассаж в «сухом бассейне» сопровождаю стихотворным текстом, например: предлагаю ребенку опустить кисти в коробку, помешать фасоль, сжимать-разжимать пальцы рук внутри «бассейна».
В миску насыпали фасоль и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Также в этих целях можно использовать пуговицы. Играем в «пуговичное море». Предлагаю ребенку опустить руки в контейнер, наполненный пуговицами различного размера и формы, поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимая и разжимая руки.
САМОМАССАЖ ЛИЦА И ШЕИ
Под стихотворное сопровождение, стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок. Удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз; ритм стиха задаёт ритм массажных движений, например,
Если солнце жарко греет,
Если легкий ветер веет,
Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам, шеи
Стало сухо и тепло —
Это лето к нам пришло.
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Птицам улетать пора —
Это осень к нам пришла.
Если вьюга кружит, злится,
Круговые движения в области лба, щек, подбородка, шеи
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома, —
Это к нам пришла зима.
Если тает снег и лед,
Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым
сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.
Звонкий ручеек течет,
Распускается листва —
Это к нам пришла весна.
Самомассаж тела
САМОМАССАЖ ТЕЛА
Для самомассажа тела применяю как стихотворные упражнения, например, «Черепаха» :
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Дети выполняют лё гкие пощипывания пальцами: рук, ног, груди.
Так и самомассаж с музыкальным сопровождением, например, «У жирафа пятна», «Ежик», «Перышко»
САМОМАССАЖ УШНОЙ РАКОВИНЫ
Самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами).
А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и выполнить небольшой комплекс, состоящий из дыхательных упражнений и элементов самомассажа.
Массаж «Ладошки».
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, хлоп другая.
Хлопки в ладоши
Правой, правою ладошкой
Мы пошлёпаем немножко.
Шлепки по левой руке от плеча к кисти.
А теперь ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай!
Тоже по правой.
А потом, потом, потом,
Даже щёки мы побьём.
Хлопки по щекам.
Вверх ладошки – хлоп, хлоп.
По коленкам шлёп, шлёп.
Хлопки над головой.
По коленям.
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлёпай.
По плечам,
По бокам.
Можешь хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
По спине,
По груди.
Справа – можем, слева – можем!
И крест – накрест руки сложим.
Поколачивание ладонями по груди слева, справа.
И погладим мы себя,
Вот какая красота.
Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам.
А теперь выполним упражнение с прищепками
Веселые прищепки
Мы весёлые прищепки,
Коль поймам держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
Указательный поймаем
И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке)
Уважаемые коллеги! Большое спасибо, что вы приняли активное участие. Я надеюсь, что все эти игровые упражнения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.