Светлана Точилина
Использование элементов бережливых технологий в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
“Бережливость — важный источник благосостояния"
Цицерон
В настоящее время в Нижегородской области реализуется совместный с РОСАТОМ проект по внедрению бережливых технологий в различные сферы деятельности, в том числе и в детские сады. Перед педагогами ставятся задачи по внедрению бережливых технологий в свою работу, по формированию у дошкольников бережливого мышления.
Публикация «Использование элементов бережливых технологий в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Бережливое мышление – это не просто навык, а изменение сознания. Бережливость – моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Уже с дошкольного возраста можно и нужно формировать такие понятия, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость.
Знакомство с бережливыми технологиями, формирование навыков и умений применения их в жизни - важный аспект подрастающего поколения. Экономия времени, минимизация потерь, повышение безопасности детей - таковы принципы бережливого производства, внедряемого в детском саду. Дети, умеющие организовывать свое рабочее пространство, действовать самостоятельно и по алгоритмам, планировать свое время, успешней в будущем адаптируются в школе и взрослой жизни.
При использовании любых технологий важно, чтобы они учитывали особенности группы, психовозрастные особенности, также обеспечивали безопасность воспитанников и успешно развивали их по всем образовательным областям. Бережливые технологии удовлетворяют всем этим требованиям.
Поэтому данная технология меня очень заинтересовала, я окунулась в просторы интернета, нашла много различных идей, которые можно воплотить в работу даже с маленькими детьми.
Исходя из выше сказанного, я поставила следующие цель и задачи.
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о безопасности и бережливости с использованием алгоритмов, стикеров.
Задачи: - формировать аккуратность, бережное отношение к вещам;
- развивать инициативность, мышление, способствовать всестороннему развитию личности;
- воспитывать самостоятельность, организованность;
- сформировать единую среду общения детей и взрослых.
Работа осуществлялась по следующим направлениям:
1. Образовательная и игровая деятельность с детьми
2. Совершенствование предметно – развивающей среды.
3. Взаимодействие с родителями.
Наблюдая за детьми своей группы, я пришла к выводу, что у детей возникают трудности в процессе одевания, недостаточно развиты навыки самообслуживания. Важно формировать у дошкольников организованность, приучать к порядку. И одним из способов формирования бережливых технологий являются алгоритмы.
Алгоритм - это схема, подсказка, которая позволяет ребенку выполнять действия в соответствии с изображением. Вначале я знакомлю детей с алгоритмами. Мы их рассматриваем. Я объясняю алгоритмы детям, т. е. учу их "читать". Прежде чем формировать навыки самообслуживания важно организовать развивающую предметно – пространственную среду. Поэтому мы разместили в раздевалке алгоритмы одевания на улицу, а также алгоритм складывания вещей в шкафу. Они находятся на видном месте, чтобы ребенок мог увидеть, как правильно и быстро одеться, с чего начать и как сложить вещи. В детских шкафчиках на дверцах прикрепили органайзеры для раздельного хранения нижнего белья, спортивной формы и личных предметов.
Так как в этом возрасте вводится дежурство по столовой в групповой комнате в уголке дежурных мы разместили алгоритм дежурства.
В спальне для детей мы также разместили алгоритмы заправки кровати после дневного сна, складывания вещей на стульчик перед сном. Напольная разметка, сделанная у кровати для сандалий, помогает детям после сна сразу их находить.
В туалетной комнате разместили алгоритмы умывания и пользования туалетом. Это обязательная гигиеническая процедура. Ребенок наглядно видит "инструкцию" и понимает, что нужно делать.
Безопасность является приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольной организации. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон – это сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальная разметка. Поэтому мы на полу разместили цветовые кодировки по траектории открывания дверей, обезопасив ребенка от удара дверью. Красный цвет, привлекает внимание, им обозначены запрещающие знаки, сигнал светофора. Видя обозначения у ребенка формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте.
Благодаря алгоритмам у ребенка сокращается время, необходимое на выполнение действия. Уменьшается время педагога, затраченное на организацию режимных моментов.
Еще одним из способов приучения к порядку являются стикеры. Они приучают детей к собственному месту для переодевания, сна, умывания. Помогают наводить порядок в группе, расставить игрушки по своим местам. В нашей группе существует правило "Каждой вещи-свое место". Благодаря стикерам дети знают свой шкафчик для переодевания, свою кровать, место для своего полотенца.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Она помогает формированию у детей бережливости, аккуратности. Для хорошо организованной и продуктивной игры большое значение имеет наличие игрушек. Их должно быть достаточно, для того, чтобы хватило всем желающим поиграть. С ростом потребностей и интересов детей количество игрушек должно регулярно пополняться. Игрушки должны хранится в зоне доступа и в поле видимости ребенка, иметь удобное расположение.
В нашей группе живет сказочный герой "Домовенок Кузя". Использование кукольного персонажа Домовенка, позволило мне ненавязчиво указывать детям на беспорядок в том, или ином месте группового помещения. Дети с удовольствием показывают и учат Домовенка, как правильно мыть руки, порядку одевания на прогулку. Вместе с Кузей наводят порядок в группе.
Для закрепления навыков используем художественную литературу (К. Чуковский. "Федорино горе", "Мойдодыр", потешки ("Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит", дидактические игры: Д/и "Что сначала, что потом" (на закрепление навыков одевания, Д/и "По цепочке" (дети по очереди раскладывают карточки с алгоритмами одевания, мытья рук, Д/и "Оденем куклу на прогулку" (закрепляют порядок одевания, название одежды, Д/и "Накроем стол к обеду" (закрепляют навыки сервировки стола). Бережливые игры способствуют развитию внимания, самостоятельности, бережливости, мышления.
Можно отметить, что в результате проделанной работы сократилось время на организацию режимных моментов. Дети стали более аккуратными, поддерживают порядок в группе, знают место для каждой игрушки.
Большую роль в воспитании бережливых технологий сыграло взаимодействие с родителями. Основная задача которого – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с детьми по проблеме формирования бережливого мышления у детей. С этой целью использованы консультации, памятки, рекомендации, наглядная информация и др.). Воспитание в ребенке бережливости проходит не только в детском саду, но и в домашних условиях. Предлагаем родителям и дома использовать алгоритмы, давать детям больше самостоятельности, использовать игры и игровые упражнения.
Таким образом, использование бережливых технологий органично дополняет традиционные формы образовательной деятельности, делает ее более интересной и разнообразной, способствует повышению интереса детей и улучшению их образовательных возможностей.
Внедряя бережливые технологии, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие. Проводя образовательную деятельность, мы наглядно видим, что организованная работа экономит время выполнения задания.
Чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по внедрению бережливых технологий. В дальнейшем будем продолжать искать новые приемы, которые будут способствовать формированию интереса к различным видам деятельности.
Литература
1. Вайдер М. Инструменты бережливого производства / М. Вайдер. – Москва: Альпина Бизнес. Букс, 2007. – 125 с.
2. Дворецкая Ж. Г., Ситникова И. А. Путешествие малышей по стране «Бережливость»- Витебск, 2010 г.
3. Замятина В. В. Воспитание бережливости / В. В. Замятина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019 г.
4. Заскевич И. «Уроки бережливости». Журнал «Пралеска» № 3,2009
5. Некрасова М. Г. Бережливое производство в образовательном процессе / М. Г. Некрасова // Методы менеджмента качества. – 2017. – № 1. – С. 16-18.
6. Шарина А. В., Сибирякова Л. В., Новоселова А. Н. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования 2019 г.
Интернет источники
Международный образовательный портал http://ww.maam.ru