РУШАНА ИРЕКОВНА
Использование воспитывающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье характеризуются «воспитывающие, (воспитательные)» ситуации, которые создаются с целью формирования у воспитанников определенных навыков, опыта правильного поведения.
Ключевые слова: воспитывающие ситуации, ребенок, метод, деятельность.
Публикация «Использование воспитывающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Детство – это важный период в жизни человека, происходит закладка фундамента качеств личности, устанавливается базис личностной культуры и в дальнейшем позволяет ребенку успешно развиваться. Важнейшая задача дошкольного образования раскрыть способности каждого ребенка, воспитать его как личность, подготовленной к жизни в современном мире.
Дошкольное образование в интересах детства это – использование педагогических методов, приемов, ситуаций. форм работы с детьми.
Одной из ведущих форм работы с детьми является – ситуация : «образовательная», «воспитывающая», «педагогическая», «ситуация общения», «этически значимая ситуация», «жизненная ситуация», «игровая ситуация», «проблемная ситуация», «ситуация морального выбора»[3] (В. А. Зебзеева).
Рассмотрим более подробно «воспитывающие, (воспитательные) ситуации» в работе с детьми. Воспитатель целенаправленно создает обстановку, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить сверстника в игру, поделиться игрушками, в первую очередь выполнить задание, а потом продолжить играть). Это создание ситуаций, в процессе которых ребенку приходится решать разного рода проблемы. Это могут быть: проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли.
Воспитательная ситуация – всегда присутствует выбор, это конфликт, борьба внутренних убеждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут стать важными и необходимыми стимулами в развитии и воспитании детей. Воспитательное действие педагогической ситуации важно и результативно и надолго определяет направленность нравственной жизни ребенка. Эффективность метода воспитывающих ситуаций и педагогического влияния на ребенка могут зависеть от: величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых; интенсивности обратных связей между детьми и воспитателем.
При возникновении проблемных ситуаций для ребенка, и существующих условий для самостоятельного решения, создается возможность социальной испытания как метода самовоспитания. Социальные пробы обхватывают все сферы жизни человека, его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей складывается определенная позиция и социальная ответственность, которые и считаются основой для их последующего вхождения в социальную среду.
Трансформацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно содействует формированию свойств конкурентоспособной личности. Данный метод опирается на естественные предрасположенности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок добивается определенного успеха в отношениях со сверстниками, приобретает новый социальный статус.
Соревнование вызывает активность ребенка, формирует способность к само актуализации.
Специально созданные ситуации затрагивают значимые для детей стороны их жизни. Ситуация распределения обязанностей, поручений, вознаграждений, выбора между личным и общественным. В таких ситуациях поведение человека как правило адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут обернутся в конфликтные и даже неуправляемые, и поэтому требуют особого внимания и тонкого педагогического руководства.
В педагогической теории известны различные типы и виды ситуаций : соревновательная (А. Н. Лутошкин, соотнесения (Х. Й. Лийметс, успеха (В. А. Караковский, авансирования доверием (А. С. Макаренко, свободного выбора (О. С. Богданова, Л. П. Катаева, непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова, эмоционального заражения (А. Н. Лутошкин).
Виды ситуаций : контролирующая; проверочная; воспитывающая; закрепляющая; не предусмотренная воспитателем, но помогающая; не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.
В технологии воспитывающих ситуаций можно определить несколько направлений: игровое взаимодействие (способствует самовыражению ребенка, «проживанию» в выдуманном образе и приобретению нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе при взаимодействии); тренинговые упражнения (ребенок имеет возможность экспериментировать с разными стилями общения, узнавать не присущие ему ранее коммуникативные способности и умения, чувствуя при этом психологический комфорт и защищенность).
При использовании воспитывающих ситуаций, нужно учитывать: какова цель созданной ситуации; какими способностями и особенностями обладает ребенок, требующий создания воспитывающей ситуации; характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации.
Далее представим несколько воспитывающих ситуаций (для старшего дошкольного возраста).
Воспитывающая ситуация выбора. Ребенок ставится перед необходимостью выбора определенного решения из двух или нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место товарищу, промолчать, сказать правду, сказать не знаю. В поисках решения из созданной воспитателем ситуации ребенок обдумывает свое поведение, придерживается новым требованиям. Воспитатель может и не готовить специально подобную ситуацию, мастерство проявится в том, что он не упустит такого момента стечения обстоятельств, правильно оценит эти обстоятельства и использует их в воспитательных целях.
Воспитывающая ситуация творчества предполагает создание условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия детей, способность к импровизации, способность выйти из нестандартной ситуации, озвучить новое решение знакомого вопроса, проявив смекалку и находчивость. Такие ситуации увлекают детей, эмоционально обогащают их жизнь, развивают творческую инициативу в разнообразных видах деятельности.
Чтобы дети не были равнодушными свидетелями тех или иных явлений и поступков, требующих от них нравственной оценки, воспитатель может использовать ситуацию сопереживания. В основе данной ситуации лежит эффект «эмоционального заряжения», под действием которого развиваются нравственные чувства детей, у них формируется нравственный опыт. Совместные переживания значимых явлений увеличивают эмоциональную реакцию у каждого воспитанника. Вместе дети переживают события ярче, глубже, имоциональнее. Ситуации сопереживания возникают при чтении художественной литературы, при просмотре фильмов и спектаклей, встречаются в повседневной жизни детей. Важно не упустить возможности включить их в такие ситуации на эмоциональном уровне: обратить внимание детей на драматические или радостные события.
Воспитывающая ситуация персональной исключительности (формирование успешной личности). Нужно убедить ребенка: «Только ты сможешь это сделать… Никто, кроме тебя… Именно ты способен это сделать…» Когда ребенок знает, что только он может выполнить необходимую работу, поручение, задание он с уверенностью берется за выполнение, полностью проявляя свои способности, стремиться выполнить это дело, преодолев все трудности. Это и становится залогом успеха. Персональная исключительность в качестве стимулирующего приема снимает неуверенность в себе, застенчивость, помогает преодолеть робость, лень.
Наиболее широко в практике воспитания дошкольников используется ситуация успеха. Сотрудничество это не только совместная деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает.
Не случайно А. С. Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности, а В. А. Сухомлинский ввел в педагогический лексикон «Школу радости». Радость, ожидание радости должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития. Поэтому главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, чтобы организуемая воспитателям деятельность скрывала в себе ситуацию успеха. Это относится к деятельности индивидуальной и групповой. Важно разделить понятия успех и ситуация успеха. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех это результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать воспитатель, переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, состояние удовлетворения итогом физического или психического напряжения исполнителя дела. Ощущение успеха рождается у человека, сумевшего преодолеть свой страх, застенчивость, робость, растерянность, затруднение и пр. Задача воспитателя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Прием «Лестница», или «Встань в строй». Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника постепенно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя, в окружающих. А. С. Белкин приводит алгоритм - это определенная последовательность шагов, приводящих к ожидаемому результату.
Шаг первый. «Психологическая атака». Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.
Шаг второй. «Эмоциональная блокировка». Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное - помочь ребенку переломить свой неуспех, найти его причину именно с позиции: «неуспех - случаен, успех - закономерен». Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
Шаг третий. «Выбор главного направления». Смысл педагогического действия состоит в том, чтобы не только установить очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.
Шаг четвертый. «Выбор равных возможностей». Суть заключена в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, для которого создается соответствующая ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с другими детьми.
Шаг пятый. «Неожиданное сравнение». Педагог может сравнить ребенка, для которого создается ситуация с лидером в группе, при этом нужно сравнивать в области в которой ребенок достаточно силен.
Шаг шестой. «Стабилизация». Суть заключена в том, чтобы приятная для отдельного ребенка общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданность стала привычной. Важно, чтобы «неожиданная радость» трансформировалась в «сбывшуюся», заранее рассчитанную, подготовленную. Разумеется, прием «неожиданного сравнения» может сработать единожды. Далее, сыграв роль стартового пуска, он должен развиваться за счет собственных резервов. Алгоритм в педагогике не передается. Он остается со своим творцом. Алгоритму чужому нельзя научиться - он всегда рождается как бы заново.
Ситуация «даю шанс». Иногда важно не упустить шанс, который представляется воспитателю. Умело опираясь на знания особенностей детей, тонко играя на их чувствах самолюбия, упорства, самостоятельности, побудить их открыть для себя новые черты характера - целеустремленность, настойчивость. Задача воспитателя состоит в том, чтобы вовремя заметить ее и не упустить, использовать в воспитательных целях. Специального создания ситуации выбора, воспитатель, с одной стороны, ставит ребенка перед необходимостью совершить нравственный поступок, но при этом пересмотреть свои взгляды, переосмыслить их, либо не совершить такого поступка и остаться на своих позициях. Чтобы ситуация стимулировала ребенка к выбору правильного действия, ребенок должен внутренне к этому быть подготовлен, т. е. не для каждого ребенка в данный конкретный момент можно использовать данный момент.
Ситуация авансирования доверием. Если ребенок совершил какое-либо неверное действие, в этом случае с помощью данной ситуации корректируется это действие, поведение в целом. У ребенка появляются мысли о его нужности, полезности для общего дела, он проникается чувством уважения к самому себе. Таким образом данная ситуация стимулирует возникновение положительных чувств и положительных качеств личности.
Подобные ситуации и откровенные разговоры с воспитателем, направленные на развитие познавательного интереса и чувства долга, может быть, помогут воспитаннику в дальнейшем поступать правильно. Ситуацию авансированного доверия можно применять и по отношению к воспитанникам, которым поручено коллективное дело, но они, будучи неуверенными, в себе, никак не могут начать его. В этом случае педагог провозглашает, говорит ребенку о тех его достоинствах, которые помогут справиться с поручением. При этом данное достоинство может быть еще не получило устойчивого качества у этого ребенка, но оно (достоинство) относится к таким, которые непременно должны быть у человека. Конечно, ты это сделаешь отлично, потому что…ты ко всему относишься ответственно; или - так как ты способный, внимательный, имеешь опыт в таких делах.
Иногда оглашается достоинство, на которое ребята сами просто не обращают внимания, а оно им присуще: у тебя хорошая зрительная память, ты очень подвижный, ты очень аккуратный и сумеешь, цветы полить так, что потом не придется вытирать воду; у тебя очень сильные руки… или твой сильный характер не боится неудач. Авансирование, проведенное публично, в присутствии всего коллектива, мобилизует активность ребенка, он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. Ситуация авансирования доверия может быть создана и по отношению к ребенку, который однажды нарушил нормы поведения в подобной ситуации, проявил нечестность, черствость, эгоизм. Его вновь ставят в подобные условия, которые потребуют от него проявления противоположных качеств: честности, товарищества, взаимопомощи, тем самым, показывая, что ему доверяют.
В жизни детского коллектива часто возникают нестандартные, непредвиденные ситуации, которые могут давать как положительный, так и отрицательный воспитательный результат. Воспитателю очень важно уметь использовать их, не только корректируя сложившиеся отношения, но и сознательно формируя их, накапливая и обогащая положительный опыт гуманных отношений. С этой целью ситуация может быть и специально создана воспитателем, т. е. внешняя обстановка, которая вызывает у ребенка необходимое психологическое состояние, чувства, мотивы, поступки. Преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные воспитывающие условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению.