Оксана Кузнецова
Использование воспитательно-образовательных ресурсов мультипликации с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности анимационной деятельности в дошкольном возрасте.
Мультипликация для детей старшего дошкольного возраста ориентирована на в игровую деятельность детей дошкольного возраста и опирается на характерные виды детской творческой и познавательной активности. Это, прежде всего творческие и продуктивные виды детской деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Публикация «Использование воспитательно-образовательных ресурсов мультипликации с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Мультипликация по своей сути очень близка детскому миру, потому что в мультипликации всегда есть место игре, полету детской фантазии и выдумки. Для дошкольного возраста характерно восприятие окружающего мира в единстве познавательной и эмоциональной сферы. Дети стремятся все одушевить, оживить буквально все, что его окружает. Это качество соответствует сути самой мультипликационной деятельности, подкрепляя естественный, природный интерес ребенка.
Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного мультфильма. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Дети старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора. Малыши могут оформить персонажей, или озвучить героев мультфильма.
Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т. д.
Процесс съемки мультфильма включает :
• придумывание и обсуждение сюжета;
• создание персонажей и декораций;
• съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий) ;
• монтаж, озвучивание.
Алгоритм действия при создании мультфильма следующий :
1. Подбираем с детьми известную сказку, рассказ или стихотворение (вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея – создание сценария.
2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей (можно вылепить героев из пластилина или использовать персонажей из театра, а можно и нарисовать). В мультфильме возможно использование разных техник.
3. Подготовка декораций и фона
4. Установка декораций на площадке для покадровой съемки.
5. Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры, закрепленной на штативе, а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом). Каждому ребенку хочется побыть и исполнить все роли, поэтому в течение всего процесса ребята меняются ролями:
-чем больше детализации движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными, поэтому ребята знают, что переставлять фигурки надо буквально по миллиметру;
-во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы, фон не двигались;
-не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось). Эти изменения возможно сделать, добавив звуковые эффекты.
-в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени. Это ребята сразу замечают и самостоятельно могут исправить все недочеты.
-чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат или видеокамеру (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.
6. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры ребята удаляют) :
-чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду. Соответственно, при скорости 4 кадра в секунду для минуты фильма нужно сделать 200-240 фотографий.
7. Возможно не делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой, или движение хвоста зверя – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить (ребята умеют копировать и вставлять нужные кадры).
8. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре, а затем сразу же вставляем звуковые дорожки в наш мультфильм.
9. Очень нравится ребятам процесс записи слов персонажей, запись может повторяться несколько раз, пока ребята не вберут самый подходящий вариант озвучки. Во время записи должна быть абсолютная тишина (никаких посторонних шумов).
10. Можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя.) .Эти звуковые эффекты имеются в программе или их можно найти самостоятельно.
11. Музыкальное сопровождение, титры.
Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно их эффективных средств формирования познавательного интереса, творческих возможностей. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка,
отличаясь доступностью и неповторимостью жанра.
С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.