Алевтина Афанасьева
Использование в образовательной деятельности метода оригами для формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 40% детей из общего числа нуждаются в коррекционной помощи. Среди них дети с ЗПР, которые при поступлении в школу испытывают определённые трудности в обучении. Одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками, является недостаточное формирование пространственных представлений к концу дошкольного возраста. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, в овладении математическими операциями, приводят к проблемам в понимании сложных пространственно – речевых конструкций.
Публикация «Использование в образовательной деятельности метода оригами для формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Оригами для детей
- Оригами по темам. Занятия и мастер-классы для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
На основании ряда различных исследований было раскрыта исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребёнком целостной картины мира, осознания своего места в нём. Исследователи утверждают, что развитие пространственных представлений дошкольников происходит преимущественно в игровой деятельности, благодаря которой дети имеют возможность на практике осваивать пространство, совершенствовать восприятие пространства. У детей с ЗПР процесс формирования пространственных представлений замедляется, а ограниченная восприимчивость и способность логически мыслить ещё сильнее затрудняется. Проблемы формирования у детей представлений о пространстве раскрыты в работах отечественных и зарубежных учё ных и практиков: (Л. А. Венгер, Р. К. Говорова, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, Т. В. Лаврентьева, А. М. Леушина). Развитие пространственных функций является необходимым фактором для усвоения таблицы сложения и вычитания (Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, Л. С. Цветкова и др.). Р. А. Лалаева и А. Гермаковска подчёркивают значение сформированности пространственной организации для анализа сложных чисел, построенных на основе десятичной системы, обеспечения усвоения графических изображений букв и цифр, овладения буквенной и цифровой символикой.
Процесс формирования пространственных представлений, рассматривается в различных аспектах: методическом (Н. Ф. Талызина, М. И. Моро, Р. И. Лалаева и др.); психологическом (П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Я Семаго и др.); нейропсихологическом (А. Р. Лурия, А. А. Люблинская А. В. Семенович и другие).
Анализ научной литературы позволил выделить ряд работ, в которых намечаются пути формирования пространственных представлений у детей с ЗПР. Многие выдающиеся учёные, и методисты-практики разработали программы, методы, подходы к формированию у детей пространственных представлений. Р. И. Лалаева и А. Гермаковска выпустили учебно-методическое пособие по формированию пространственных представлений у дошкольников. М. В. Вовчик-Блакитная создала систему упражнений для развития дифференцированных и обобщённых пространственных представлений у дошкольников. Н. Я. Семаго представила структуру пространственных представлений согласно законам развития детей. Ряд исследователей (Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Л. И. Тихонова и др.) доказали целесообразность использования различных игр для формирования у детей пространственных представлений. Несомненную ценность представляет программа С. Г. Шевченко, Г. М. Капустиной, И. Н. Волковой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Но, не смотря на многообразие исследований и программ по формированию пространственных представлений, не предлагается чёткой системы работы, которая соответствовала бы требованиям ФГОС дошкольного образования.
В целях решения данной проблемы мы предлагаем разработать систему по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР через использование метода оригами. Наш педагогический замысел основывается на том, что, если будет разработана чёткая система по формированию пространственных представлений через оригами, то это позволит сформировать у детей мотив учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов; разовьёт пространственные представления, мыслительные операции, речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простые умозаключения, умение планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами, увеличит объём внимания и памяти. Всё это имеет большое значение, для успешного обучения в школе и формирования личностных качеств.
Полностью разделяя общепринятые методические направления формирования пространственных представлений у детей с ЗПР (С. Г. Шевченко, Н. Я. Семаго, Р. А. Лалаевой и др., и опираясь на опыт работы других дефектологов, мы предлагаем проводить работу по формированию пространственных представлений по следующим направлениям:
1 Обследование сформированности пространственных представлений с целью изучения возможностей ребёнка и выявления уровня его способностей.
2. Овладение практическими умениями и навыками приёмов конструирования из бумаги.
3. Развитие конструктивного мышления, через использование метода оригами, целью которого является создание основы для перехода к следующим этапам развития пространственных представлений.
4. Формирование речевых предпосылок, которые способствуют пониманию ряда грамматических, предложно-падежных конструкций, наречий, обозначающих пространственные отношения, программированию речевого высказывания, уточнению и дифференциации воспринимаемых предметов, действий и отношений, обеспечивающие дальнейшее развитие пространственного мышления. Развитие умения работать со схемами. Учитывая потребность ребёнка в игре и желание детей играть, мы проанализировали свою работу и остановили свой выбор на оригами. Так как в оригами - как и в любой игре, идет активный и осмысленный поиск, в который ребенок охотно и добровольно включается, а новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации, в его собственных играх является важным показателем развития способностей ребенка.
Система построена на основе следующих дидактических принципов:
психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, постепенности и минимальной усложнённости.
Система включает в себя три блока: 1. блок. Умение ориентироваться на листе бумаги с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.
2. блок. Ориентировка на листе бумаги с опорой на образец.
3. блок. Ориентировка на листе бумаги с опорой на схему.
Каждый блок разделён на несколько «тем», каждая из которых представляет собой работу на различных «уровнях» с обязательной соответствующей вербализацией всех взаимоотношений. Такими уровнями являются: расположение объектов по отношению к собственному телу; взаимоотношение внешних объектов между собой; лингвистическое пространство.
Используемая литература :
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. «Особенности восприятия пространства у детей» / Москва: Просвещение, 1964 год.
2. Габова М. А. «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет» : практическое пособие. Москва: АРКТИ, 2010 год.
3. Люблинская А. А. «Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей». Москва: 2000 год.
4. Семаго Н. Я. «Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст». Москва: Айрис-пресс, 2007 год.
Щербакова Е. И. «Теория и методика математического развития дошкольника». Воронеж: НПО «МОДЕК»,2005 год.
5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. «» Проблемные дети: основы диагностической и коррекционно-развивающей работы психолога». Москва: Арти, 2001 год.
6. Богатеева З. А. «»Чудесные поделки из бумаги». М. : Просвещение, 1992 год.
7. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребёнка». Кристалл, Санкт – Петербург, 1997 год.
8. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Игрушки из бумаги». Кристалл, Санкт – Петербург, 2000 год.