Ольга Прокофьева
Использование тряпичной народной куклы как средства социализации ребенка
▼ Скачать +Заказ
Причины, побуждающие сегодня обратиться к изучению темы - использование тряпичной народной куклы как средства социализации ребенка, являются характерные для сегодняшнего современного общества симптомы детского неблагополучия (увеличение агрессивности, эмоциональная неустойчивость, а так же значительные изменения, которые произошли в игровой деятельности за последние десятилетия. Основные причины этой проблемы – распространения телевидения и повсеместная компьютеризация. Компьютер вытеснил традиционную игру, в том числе и коллективную, со сверстниками. Игра необходима для нормального психического развития и социализации ребенка. Исследования В. В. Абраменковой,И. А. Медведева, Н. Крыгина подтвердили, глобальные изменения самого человека 21 века, вызванной техногенной средой, бездушными игрушками, «телеэкранной социализацией».
Публикация «Использование тряпичной народной куклы как средства социализации ребенка» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральной образовательной программе выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов. Эффективным средством социализации является - народная тряпичная кукла. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные эталоны нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и народную тряпичную куклу.
Народная кукла – это важный педагогический инструмент этнопедагогики. Играя с куклой, ребёнок имитирует поведения того или иного человека, апробирует новые способы взаимодействия, приобретает навыки коммуникации, повышает грамотность речи. Эта игрушка является своеобразным образцом для подражания и влияет на развитие половой идентичности, формирование гендерных установок. Дети дают своим куклам имена, упоминают о них в разговорах, заботятся о них, как о живых существах. Кукла несёт в себе огромную информацию о быте, искусстве, обычаях, характере, темпераменте, о смысле жизни и предназначении. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. А это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.
По мнению доктора педагогических наук И. А. Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы».
Социализация ребенка, усвоение им нравственного опыта общения и взаимодействия с окружающими наиболее полно именно в игровой деятельности. Беря на себя роль в игре, ребенок приобретает опыт общения с о сверстниками, который в последствии он может проецировать и на социальное поведение, на взаимодействие своим окружением. Являясь для ребенка моделью социальных отношений, игра с народными игрушками обогащает опыт, формирует нравственные качества личности, положительно влияет на становление отношений между детьми, определяет национальный характер, формирует родительское поведение.
Следует помнить, что народная тряпичная кукла используется как средство социализации детей. Это инструмент в деле воспитания и развития подрастающего поколения!