Вицен Ольга Валерьевна
Использование тренажёров и нестандартного оборудования в образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Использование тренажёров и нестандартного оборудования в образовательных учреждениях
Содержание:
• Введение
• Виды и характеристики
• Методы работы на тренажёре и с нестандартным оборудованием
• Рекомендованные упражнения
• Заключение
• Список литературы
Введение
Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности, особенно в период подготовки к школьному обучению. В связи с этим активизируется поиск новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные познавательные способности. Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются занятия с использованием тренажеров.
Публикация «Использование тренажёров и нестандартного оборудования в образовательных учреждениях» размещена в разделах
Применение в работе с детьми простейших тренажеров – закономерный этап совершенствования системы использования различных предметов-ограничителей с целью коррекции выполнения движений, дифференцирования мышечных ощущений. Тренажерные устройства привлекательны также тем, что в значительной степени способствуют всестороннему развитию ребенка: повышают интерес к физическим упражнениям, активизируют познавательную деятельность дошкольника, побуждают детское творчество, развивают интеллект, формируют организованность, умение бережно обращаться с учебными пособиями. Особенно полезно использовать тренажеры в физическом воспитании старших дошкольников, когда дети осваивают наиболее сложные двигательные действия: прыжки в длину и высоту с разбега, лазанье по лестнице разноименным способом и другие движения.
Основные задачи в организации образовательной деятельности развитие психофизических качеств: силу, выносливость, быстроту;· способствовать укреплению мышц и поддержанию общего тонуса организма;· воспитание выдержки, организованность и самостоятельность;· поддержка интереса к физической культуре, прививать стиль здорового образа жизни.
Нестандартное оборудование-это скорее физкультурно-игровое оборудование, дающее возможность ребёнку свободно переходить от, чисто двигательной деятельности к игровой и наоборот.
Таким образом создаются условия для наиболее полного самовыражения ребёнка.
Наряду с заводскими тренажёрами широко используется своё оборудование из бросового и природного материала (массажеры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно позволяет обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.
Сделаны руками воспитателей физкультурные пособия и нестандартное оборудование - несложные, недорогие, но вносят в каждое занятие элементы необычности, вызывают интерес детей. Желание поиграть с новыми для них атрибутами. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами имеющие различные патологии, подготовить их к выполнению других более сложных движений, упражнений, заданий.
Нужно, чтобы подбираемое оборудование и его размещение удовлетворяло следующим требованиям:
• многофункциональность (для игр, движений, занятий);
• способность легко трансформироваться, прочность, безопасность;
• возможность хранить в доступном удобном месте так, чтобы его легко можно было внести в комнату или убрать.
Виды и характеристики
Оборудование бывают нескольких типов: Стандартные и нестандартные.
К стандартным относят оборудования которое сделаны на заводах (Тренажёры, к нестандартным относятся те которые выполнены своими руками из подручных средств.
Стандартное оборудование (Тренажёры)
К стандартным оборудованиям относят тренажёры простейшего и сложного типа.
Тренажёры простейшего типа удобны в использовании, они не занимаю много места, их можно легко переносить из одного помещения в другое.
Тренажеры простейшего типа : Гимнастический ролик. Диск здоровья. Детские гантели, гири. Коврик массажный. Детский эспандер. Массажер «Колибри». Малый мяч – массажер. Большой мяч – массажер. Резиновое кольцо. Гимнастические мячи.
Тренажёры сложного типа более громосткие, стоят на одном месте так как тяжелее простейших и требуют большего усилия для их переноса.
Тренажеры сложного устройства : Велотренажер «Велосипед». Мини – твист. Мини – степпер. Мини – батут. Силовой тренажер. Бегущая по волнам. Гребля. Наездник. Беговая дорожка. Скамья. Тяга верхняя. Тяга нижняя. Жим ногами (машина). Брусья опорные.
Детский велотренажер – прекрасная возможность для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательных систем, развивает у детей выносливость.
Батут доставляет уйму радости детям и при этом развивает все группы мышц, а также вестибулярный аппарат, улучшается кровообращение, повышается иммунитет.
Существуют различные модели для детей самых разных возрастов. Дополнение этих тренажёров педалями усложняют спортивную нагрузку, требуя от ребёнка больших усилий. Самыми простыми подобными тренажёрами являются диски – тарелки, которые отличаются своей компактностью и приемлемой ценой.
Тренажёры для равновесия.
Тренажер степпер. Упражнения на степпере одновременно укрепляют ноги и позволяют улучшать общую координацию. Независимые друг от друга педали имитируют восхождение по лестнице.
Беговая дорожка. Тренажёр предназначен для улучшения работы сердечно –сосудистой и дыхательной систем, на развитие координации движения, для укрепления разных мышц ног, развитие выносливости.
Нестандартное оборудование
Во время утреннего приёма двигательная деятельность детей должна быть спокойной, умеренной. Воспитатель занят приёмом детей и не может уделить должного внимания прямому руководству ею. Поэтому заранее создаёт условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, кольца, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает, что-то в единый комплекс.
Всё это делается для того, чтобы пришедшие рано утром в детский сад дети, могли участвовать в содержательной разнообразной двигательной деятельности с удовольствием откликаясь на созданную педагогом игровую ситуацию.
Массажер «Верёвочка- здоровья»
Состоит из плотно нанизанных на леску (длина – 21 см.) капсул «киндер-сюрпризов», по бокам две ручки (использованные фломастеры).
Удобен при массаже шеи, головы, верхнего плечевого пояса, спины, груди, ног.
Тренажер «Поймай мяч ловушкой».
Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепиться леска с капсулой то «киндера-сюрприза» на конце.
Цель: забросить капсулу в лукошко.
Развитие: ловкость, меткость. Сложность выполнения регулируется длинной лески.
Мягкое бревно.
Материал: кусочки ткани, поролон, клеёнка (дермантин, плотная ткань для обшивки.
Использование : для ходьбы, перелазание, перешагивание, перепрыгивание.
Развитие: ловкость, равновесие, укрепление мышц ног стопы, уверенность в себе.
Цветок- листик.
Материал: плотная ткань, горох, гречка, рис и тд.
Использование : для ходьбы на носках, пятках.
Развитие: равновесие глазомер.
Красивая цепочка.
Материал: крышки от бутылок, плотные нитки, надеть все крышки на нитку и при этом делая цветочки.
Использование : ходьба на носках, пятках, массаж.
Развитие: точность движения, избавляет от плоскостопия.
Использование тренажеров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах, тканях.
Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.
Методы работы на тренажёре и с нестандартным оборудованием
Работа с тренажерами
Цель: Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной работы организма. Для осознанного отношения к собственному здоровью через систему занятий с тренажерами.
Задачи: Обеспечить тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обменных и терморегуляционных процессов через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки; укреплять мышечный тонус путем интенсификации ДА и постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру; удовлетворять естественную потребность ребенка в ДА через систему занятий с тренажерами; развивать общую выносливость и физические качества; овладеть определенными двигательными умениями и навыками, приемами страховки.
Условия обеспечения оздоровительной направленности физ. занятий:
• Определенный объем тренирующей нагрузки. Тренирующий эффект достигается при средней ЧСС 140-160 уд/мин у детей 5-6 лет
• Аэробный эффект.
• Восстанавливающие упражнения.
• Обязательным компонентом оздоровительного занятия должны быть упражнения на координацию, равновесие, прыжки и др.
• Эмоциональная разрядка (специальные оздоровительные игры).
При разработке конспектов занятий использовались следующие принципы :
• Индивидуализация и дифференциация (индивидуальные особенности детей, показатели физ. развития, уровень физ. качеств группы здоровья и показания врачей) – дозировка, интенсивность.
• Систематичность (один раз в неделю)
• Доступность (регулировка жесткости тренажеров)
Перед началом занятий проводится экскурсия в тренажерный зал, во время которой детям показывают тренажеры, объясняют правила пользования ими, основы безопасности (на примерах, положительном влиянии на здоровье и развитие определенных групп мышц. У детей формируется осознанное отношение к своему здоровью.
Предполагаемый результат.
Осознанное отношение к собственному здоровью, овладение доступными способами его укрепления, сформированная потребность в ежедневной ДА, освоение техники движения, совершенствование координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы, общей выносливости.
Структура занятия.
1 часть – вводная в спортивном зале 5 минут
2 часть – в тренажерном зале – распределение по тренажерам методом круговой тренировки (на одном тренажере 1-2 мин). Затем упражнения на расслабление, восстановление дыхания (1 мин) и переход на др. тренажер
3 часть – в спортивном зале – релаксация.
Занятия проходят по подгруппам 7-10 чел.
Нестандартное оборудование
Это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
• обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
• приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
• создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
• приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
• пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Эффективно использовать физкультурное оборудование - это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физических упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приёмов повышения эффективности использования физкультурного оборудования – новизна, которая создаётся за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования, разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики, барьеры). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
Рекомендованные упражнения
Тренажёры :
«Беговая дорожка»
Улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развивает координацию движений, выносливость, укрепляет мышцы ног.
1. И. п. : стоя, одна нога на полу, вторая – на дорожке.
Прокручивать ленту одной ногой (чередовать левую и правую ноги)
2. Ходьба по следам.
3. Ходьба с изменением темпа.
4. Бег в чередовании с ходьбой.
5. Бег с изменением темпа.
6. Ходьба с закрытыми глазами.
7. Ходьба спиной вперед.
«Велотренажер»
Укрепляет и тренирует сердечно - сосудистую и дыхательную системы, укрепляет мышцы ног, развивает выносливость. Рекомендуется при вялой осанке, сколиозе, плосковогнутой спине.
Вращение педалей с заданной скоростью.
«Диск здоровье»
Укрепляет мышцы туловища и ног, развивает координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат.
1. И. п. : стоя на четвереньках, опираясь руками (или ногами) на диск.
Передвигаться по кругу, раскачиваться влево – вправо.
2. И. п. : стоя одной ногой на диске (другая на полу).
Вращаться влево – вправо.
3. И. п. : стоя одной ногой на диске.
Отталкиваться другой ногой от пола, вращаться по кругу.
4. И. п. : стоя двумя ногами на диске.
Вращаться влево – вправо.
5. И. п. : сидя по-турецки.
Отталкиваясь руками от пола, вращаться влево – вправо.
6. И. п. : стоя на коленях.
Отталкиваясь руками от пола, вращаться влево – вправо.
7. И. п. : стоя на двух дисках, руки на поясе.
Совершать вращательные движения ногами вправо – влево.
8. И. п. : стоя на двух ногах, наклониться вперед и взяться руками за опору.
Ногами вращать диск влево – вправо.
Беговая дорожка – массажер «Колибри»
Укрепляет мышцы ног, развивает выносливость.
1. Держась за поручень двумя руками, имитировать ходьбу, бег.
2. Держась за поручень одной рукой, имитировать ходьбу, бег.
3. Держась за поручень, подняться до верха шагом и съехать вниз.
4. Держась за поручень двумя руками внизу у основания, скользить вверх и вниз в полуприседании.
5. Подняться вверх по дорожке, спуститься вниз шагом или скользя.
6. Держась за поручень двумя руками в середине, подтягивая и расслабляя руки, подняться вверх и спуститься, скользя по роликам.
«Мини – батут»
Развивает ловкость, быстроту, координацию движений, профилактика плоскостопия.
1. Невысокие прыжки.
2. Высокие прыжки.
3. Ходьба, высоко поднимая колени.
4. Подскоки.
5. Прыжки с гантелями.
6. Прыжки с заданиями для рук.
7. Прыжки с поворотами влево – вправо.
8. Прыжки с целью достать предмет, подвешенный над головой.
9. Спрыгивание с батута на мат.
10. Запрыгивание с батута на куб.
11. Спрыгивание с куба на батут.
12. Спрыгивание с куба на батут и мат.
Игры и упражнения с использованием нестандартного оборудования
Кто наберет больше очков?
Цель: попасть мячиком в отверстие на половине соперника.
Из куска материи сделать гамачок, вырезать в нем два отверстия, в середине на веревочке прикрепить мячик. Играют двое. Кто попадет мячиком в отверстие соперника, получит очко. Для тренировки можно использовать гамачок с одним отверстием.
Усложнение
1. Увеличение длины веревочки;
2. Пришивается два мячика по краям гамачка, кто больше попадет своим мячиком в отверстие соперника.
Не промахнись.
Изготавливается из куска материи, вырезать в нем одно или больше отверстий.
Цель: как можно больше раз попасть в отверстие мячиком.
Усложнение
Играющих может быть больше, они располагаются по разные стороны. Играющие должны не только метко бросать, но и ловить мячик.
Попади в цель.
Цель: упражнение навыка бросания в вертикальную (горизонтальную) цель.
Изготавливается из куска материи, одна из сторон разрисована под мишень. Можно использовать для метания и бросания как вертикально, так и горизонтально.
«Варежка-ловушка»
Изготавливается из плотной ткани (можно использовать готовую рукавичку). На внутреннюю поверхность ладони нашиваются полоски велькро (застежки – «залипы»). Для игры используется вязаный мяч.
Цель: поймать мяч «варежкой-ловушкой». Развивает ловкость, координацию движений.
«Балансиры-ходули»
Изготовлены из дерева и шнура с ручками. Одна сторона балансира полукруглая, вторая – плоская. Оборудование можно использовать как для развития равновесия, так и координации движений детей.
Цель: сохранять равновесие на «балансирах» или пройти определенное расстояние на «ходулях»
Заключение
Занятия носят тренирующий характер, являются аэробными, развивающие координационные механизмы нервной системы, а также дети получают эмоциональную разрядку.
В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.
Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребёнка. Дети в большинстве испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушения функций организма. Опираясь на мнения специалистов в области физического воспитания дошкольников, утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаём, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально-педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Список литературы
• Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М. : Просвещение, 1992.
• Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2003
• Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005
•