Ирина Оськина
Использование технологии семантических полей в развитии связной речи дошкольников
Сема - это знак, обозначение смысла.
Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Это семантическое поле принимает, классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную словом информацию. Осмысление исследуемого предмета или явления проходит три этапа :
1. восприятие и согласование невербальных и вербальных ощущений в процессе апробации представления анализа события и высказывания о нем;
Публикация «Использование технологии семантических полей в развитии связной речи дошкольников» размещена в разделах
2. интериоризация и семантизация комплексного образа, созданного по следам опытных сведений, т. е. оречевление события в сказуемых, несущих информацию о суммарных свойствах познаваемого объекта (о сущности, признаках и действиях);
3. экстеоризация осознанного смысла средствами фонетических, морфологических и синтаксических конструкций внешней речи.
Психолингвистика (К. Ф. Седов, И. Н. Горелов) и логопедия
(З. А. Репина, Т. В. Васильева) представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами. Включение педагога в процесс построения и функционирования семантических полей открывает колоссальные возможности для коррекции недостатков и развития речевых способностей детей, в том числе и в развитии связной речи.
В структуру семантического поля входят два слоя: смыслонаполняющий (I) и формообразующий (II, взаимоотно
шения которых можно определить как отношения,хозяина и слуги,
Смыслонаполняющий слой семантического поля можно структурировать в виде последовательно сменяющих друг друга концентрических окружностей.
Наполнение определенного слова содержанием проис
ходит сначала в пяти пространствах внешней речи :
1 – коренной смысл или суть понятия;
2 - родственный смысл (образование однокоренных слов, изме
нение по числам, временам)
3 – противоположный смысл (образование антонимов)
4 – близкий смысл (создание синонимов, образных выражений)
5 – смежный смысл (словоизменение по типу согласования)
Освоение содержания слова заканчивается во внутренней речи :
6 – обобщенный смысл (конкретное понятие в значениях слов)
7 – осознанный смысл (осмысленное понятие в информационном поле личности).
Формообразующий слой (план выражения) включает в себя три категории слов, создаваемых от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний:
1 предметные (существительные, местоимения)
2 действенные (глаголы, деепричастия)
3 признаковые (прилагательные, наречия, причастия).
Концентры с 1 по 4 существуют на уровне парадигм (система форм одного и того же слова). Концентр 5 занимает уровень синтагм (словосочетания и предложения). В пространс
тве 6 и 7 концентров морфологические категории интегрируются в предикативный союз, не имеющий четких грамматических очертаний. Пример – закономерность формирования разных уровней общения ребенка:
Самоощущаемость (сущность) – родные (семья, родственники) – неродные (чужие, незнакомые, враги) – близкие (друзья, соседи, знакомые, одногрупники по д. саду) – ситуативные встречи с разными людьми (горожане, сограждане, иностранцы).
Какой бы понятийный блок мы не заполняли (морфологический, синтаксический, грамматический строй или связное высказывание) нам предстоит раскручивать родственные противоположные, близкие, смежные связи. По такому же пути ребенок продвигается в осмыслении познаваемого объекта или явления и формирует связное высказывание о нем.
Пример:
1 Ребенок (молча рассматривает солнце, играет с ним ладошками и глазами, затем просит объяснений. Это что? Солнце? Солнце… солнце!
2 Солнце – солнышко. Ой, два солнца: солнышок и солнище! А вот реснички солнышкины…. Как – как? Солнечные? Солнечные – молничные….
3 А не солнышко – это темно? Когда день – солнышко, а когда ночь – луна.
4 (Дома глядя на горящую лампочку и ее отражение в зеркале) Ой, и тут солнышко, и тут! Лампа – солнышко. А где мое маленькое солнышко мама? Ну какое, какое? Фонарик же!
5 Помнишь, мне солнышко глаза жмурило? А потом его туча съела! А оно опять выродилось на небе и укатилось вниз. Еще за дерево спряталось.
6 Замолчал потом взял карандаши и стал рисовать солнце.
Любой вид работы по развитию речи, в том числе и по развитию связной речи у детей следует проводить на общетема
тической основе, т. е. в структуре семантического поля как целостного, системно заполняемого познавательного пространства Принцип семантической организации речи необходимо использо
вать при решении речеразвивающих задач на занятиях разного типа, в специально организованной и свободной деятельности детей, т. е. в различных коммуникативных и познавательных ситуациях.
Для примера предлагаю конспект занятия по развитию связной речи семантическое поле слова,Рыба, который вы можете использовать в своей работе.
Так же представляю вашему вниманию систему лексико – грамматических игр, которые способствуют приобрете
нию детьми умений и навыков по созданию семантических полей.
1. Игры с ядерными словами
Задача ядерных игр – согласование звучащей формы слова с его содержанием и закрепление их совместного образа. Новое слово требует всесторонней апробации его содержания через проживание естественных или смодулированных ситуаций. Знакомые слова предпологают уточнение или углубление его смысла. Сюда входят игры :
Логические игры
- поиск истоков словообразования (подберезовик – под березой, земляника – к земле никнет);
- наполнение смыслом звукового состава слова в соответствии с его содержанием (по ассоциациям детей). В слове жук звук [ж] жужжит при взлете, [у] – гудит в полете, [к] – хлопок крыльев, жук сел на ветку.
Повторы с обыгрыванием
- игры с кулачками. Дети должны,бросить, слово в кулачок, отпустить в любом направлении, опять,поймать, в кулачок, поднести кулачок со словом к ушку, одновременно проговаривая данное слово.
- формирование телесности слова. Дети произносят строку из слов, в то же время проводя мелом линию на доске.
- закручивание слова по спирали, изображаемой рукой.
Ритмические игры
- отработка рисунка слова с,ударным молоточком,
- деление слова на слоги с ним же.
2. Игры с однокоренными словами (это родные слова).
Задача однокоренных игр – поиск корневого смысла и добавочных значений путем изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний. Словообразование разных частей речи идет по соответствующим вопросам и символам. Т. е. обрабатывается формообразующий слой семантического поля (1- сущ., слова – предметы, 2 – глаголы, слова-действия, 3- прлагат., слова-признаки) Схема 1.
3. Игры со словами – антонимами (слова наоборот).
Задачи антонимических игр – осознание смысла и оттенков значений через противопоставлений; привлечение внимания к звуковому составу и структуре противоположных слов. Сюда входят игры:
Ощущение противопоставлений - противоречий на разных категориальных формах. Схема 2.
- ,Федот, да не тот,
-, Я вижу не, …. а наоборот,
- ,Третий (четвертый, пятый) лишний,
Игры – мостики (подбор промежуточных слов для посте
Пенного перехода от одного антипода к другому : жара – тепло- холод.
Игры грамматики
- ,Верно – неверно,
- ,Упрямые слова,
4. Игры со словами – синонимами (разные слова об одном и том же).
Задача синонимичных игр – поиск общности значений в лексемах, различных формах. Сюда входят игры:
Игры с образными выражениями
- определение переносного значения слов (руки – это ветви деревьев)
- придумывание сравнений (руки – лапы, вилы, крылья).
Игры с загадками, пословицами, поговорками.
- отгадывание загадок, синонимичных слову – отгадке
- подбор разных высказываний об одном и том же (пословицы)
- истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок.
Игры на звуковые связи слов
-, Братья – путаники, Подмена значений слов, близких по звучанию (дом- дым, вошел- вышел).
5. Игры с ситуативными словами (связанные слова)
Задача ситуативных игр – состыковка отдельных слов, выражаю
щих относительно законченную мысль, в виде словосочетаний и предложений.
- ,Дополнялки, Подбор эпитетов, действий, признаков к предло
Жженному слову. Схема 3.
- загадки с перечислением предметов, свойств или действий (серый, зубастый, злой – волк)
- ,Цепочки слов, (кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу и т. д.)
- ,Посиделки – повязалки, Раскрутка сюжета по одному слову или группе слов, составление рассказа.
- ,Сочинение, Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных (трамвай – автобус, далеких (трамвай – лес, противопо
Ложных (день – ночь) семантических полей.
6. Игры с мыслеобразными словами
Задачи мыслеобразных игр – мысленный подбор слов, формули
ровка ответов, составление рассказов.
Особенности организации игр:
- учить детей находить мысль в любых предметах и действиях окружающего мира, используя наблюдения, вопросы и опору на схемы. Схема 4.
- поэтапно переводить слова и фразы во внутреннюю речь: громко – норма – тихо – шепот – про себя с внутренним прогова
Риванием
- создать условия для речевого уединения: дети беседуют сами с собой
- предоставлять место и время для самостоятельного речевого творчества детей.
Т. о. вы увидели усложнение лексико – грамматических игр, которые способствуют приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических полей. Работа началась со слов, далее работа с предложениями и пришли к составлению рассказов.
Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.
Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложе
ниях и связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происхо
дит систематизация значений слов и между словами возникают ассоциативно связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.
Предлагаю конспект занятия по развитию речи,Рыба, с использованием семантических полей.
Цели занятия:
1. формирование и расширение семантического поля слова,рыба, и развитие валентности слова;
2. развитие зрительного восприятия детей на основе упражне
ний на различение, соотнесение и узнавание. Развитие фонематического слуха и восприятия, развитие слуховой памяти;
3. воспитание у детей умения выслушивать до конца товарища, не перебивая его.
Ход занятия:
Работа с ядерным словом. Словоизменение. Падежные конструкции. Развитие зрительного восприятия.
Педагог: я загадала слово. Какое – вы узнаете, выполнив задание и ответив на мои вопросы. (см. фото). Кто нарисован на картинке.
Дети: на картинке нарисована рыба.
Педагог: кого нет во втором аквариуме? (см. фото).
Дети: во втором аквариуме нет рыбы.
Педагог: кому мы нашли пару? (см. фото).
Дети: мы нашли пару рыбе.
Педагог: кого мы увидели сквозь волны? (см. фото).
Дети: мы увидели сквозь волны рыбу.
Педагог: о ком мы будем сегодня говорить? (см. фото).
Дети: мы будем говорить о рыбе.
Педагог: кого или что можно назвать рыбой?
Дети: есть рыбы, которые плавают в воде.
Развитие фонематического слуха.
Педагог: ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон – это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. (услышав слова со звуком Р, дети кладут на картон рыбку). Сколько рыбок у вас в аквариуме?
Дети: три.
Педагог: почему только три?
Дети: потому что мы услышали только три слова со звуком Р.
Образование родственных слов.
Педагог: а как мы называем маленькую рыбу?
Дети: рыбка.
Педагог: назовите рыбу ласково. А как мы назовем большую рыбу?
У воды росла рябина,
А река текла, рябила.
Посредине - глубина,
Там гуляла….
Дети: рыбина.
Педагог: как называется суп из рыбы?
Дети: рыбный суп.
Педагог: а жир рыбы какой?
Дети: рыбий жир.
Далее можно использовать картинки – подсказки.
Педагог: как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: рыбак, рыболов.
Педагог: куда ранним утром пошел рыболов?
Дети: на рыбалку.
Педагог: какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: рыболовный.
Педагог: что делает на рыбалке рыболов?
Дети: рыбачит.
Педагог: мы придумали много слов – родственников. А без какого короткого слова не было бы всех этих слов?
Дети: всех этих слов не было бы без слова,рыба,
Называние слов, обозначающих действие предмета.
Педагог: что рыбы делают в воде?
Дети: рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвяться, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.
Гимнастика для глаз.
Дети,рисуют, глазами волну на стене сначала в одну сторону, затем в другую:
Рыбки весело резвяться,
В чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся (частое моргание глазами)
То зароются в песке.
Динамическая пауза: игра,Море волнуется раз,
Педагог: а теперь поиграем в другую игру. Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот. Руки вверх! Поднять вверх правую, левую руку! Похлопали в ладоши! Встали! Сели! И т. д.
Называние слов признаков предмета. Слова,наоборот,
Педагог: мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки Р и РЬ. Итак, начали – рыба уродливая, страшная.
Дети: красивая.
Педагог: рыба крошечная.
Дети: огромная, громадная.
Педагог: медлительная.
Дети: быстрая, стремительная.
Педагог: тихая, спокойная.
Дети: игривая, резвая, шустрая.
Педагог: одноцветная.
Дети: разноцветная.
Педагог: какие мы называли слова?
Дети: мы называли слова – признаки предметов.
Согласование прилагательного с существительным. Работа над фразой.
Педагог: рыбы, которые живут в аквариуме, называются…
Дети: аквариумные.
Педагог: в реке живут какие рыбы?
Дети: речные.
Педагог: а в озере?
Дети: озерные.
Педагог: а в море?
Дети: морские.
Работа над многозначностью слова.
Педагог: все рыбы очень разные, но у всех у них есть одинаковые части тела. Что есть у всех рыб?
Дети: у всех рыб есть тело, голова, жабры, плавники, чешуя, хвост.
Педагог: а зачем рыбам нужны жабры, плавники, хвост?
Дети: последовательно отвечают на вопросы.
Педагог: но хвост есть не только у рыб (показ схемы Е. дети выясняют, что хвост есть не только у рыб, но и у лисы, у самолета, у девочки, у птички, у кометы).
Словесные логические задачки.
Педагог: мы сегодня хорошо потрудились на занятии. Но ведь,как известно, ,Без труда не выловить и рыбку из пруда, как вы понимаете эти слова? (дети рассуждают, о чем эта пословица). Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?
Педагог знакомит детей с незнакомыми выражениями: ,Биться, как рыба об лед, ,Ни рыба, ни мясо, ,Как рыба в воде, ,Рыбак рыбака видит издалека, ,Нем как рыба,
Развитие связной речи.
Педагог: интересно, а что было бы, если бы рыбы заговорили? Что они смогли бы рассказать? Давайте вспомним все, что мы сегодня узнали о рыбах и составим рассказ о них.