Савина Наталья Анатольевна
Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
(обобщение опыта работы воспитателя Савина Н. А.)
В основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы", которая соответствует ФГОС и по которой работает наш детский сад, в разделе "Психолого - педагогические условия реализации программы" указано, что "с целью развития проектной деятельности в группе следует создавать открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его". Поэтому в своей работе мы постоянно используем технологию проектной деятельности, которая помогает формировать у детей такие качества, как любознательность и активность, эмоциональность и отзывчивость, умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия. Чтобы вдохновить своих детей на решение той или иной проблемной ситуации, необходимо было создавать мотивацию, которая бы подтолкнула детей к совместной деятельности с взрослыми, к нахождению способов решения проблемы, которая бы инициировала детское любопытство, стимулировала стремление к исследованию.
Публикация «Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Использование инновационных технологий открывает новые возможности для развития детей, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольного учреждения. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста :
* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
* развитие познавательных способностей;
* развитие творческого воображения;
* развитие творческого мышления;
* развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :
* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :
* формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
* формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В моей работе темы проектов, были запланированными, а также могли возникнуть вне плана из интереса детей. В основе, каждого проекта лежит какая- нибудь проблема. Выбор проекта в образовательной деятельности исходил от возраста детей, времени года и интересов детей.
В старшем дошкольном возрасте использование данной технологии оказалось очень продуктивным и интересным. Ребята учились выявлять проблему, составлять план работы для её решения.
Данная технология меня привлекает своими формами организации совместной деятельности с детьми. Каждое занятие, игра, беседы, в ходе проекта, ненавязчиво вовлекали детей, которые осмысленно занимались, потому что решали задачи, поставленные ими в начале проекта. Достижение общего результата и видение продукта своей работы, вызывало у ребят положительные эмоции, чувства гордости за себя.
В младшей группе заметили у детей большой интерес в игре с кошками. И предложили детям больше узнать о кошках. Дети с большим удовольствием приняли участие в проекте, Наши любимые кошки, вместе с родителями сделали маски кошек и в конце обыграли и провели развлечение. Дети получили море эмоций и были востроге.
Следующий проект, который мы также разработали и провели с детьми в нашей группе, назывался «Космозаврики», был приурочен ко дню космонавтики. Цель этого проекта – уточнить и расширить представления о космосе и космическом пространстве, планетах и космонавтах. Ожидаемый результат: дети и родители заинтересуются космической темой, проявят творчество и фантазию в изготовлении поделок, костюмов. В этом проекте детей на совместную деятельность с взрослыми подтолкнула телеграмма от космических жителей планеты, где они приглашают ребят в путешествие в галактики.
Целую неделю мы готовились к этому путешествию. Придумали название нашей планеты, приветствие и макет планеты.
В группе в совместной деятельности много узнали о космосе и космических телах, рассматривали и изучали энциклопедии и книги о космосе, которые они сами принесли в детский сад. Хорошо потрудились дети с родителями при изготовлении поделок на космическую тему. Очень всех удивило многообразие материалов, их которых они были сделаны. Также дети проявили свое творчество, когда подготовили вместе с родителями космические костюмы. И вот, наконец, дети встретились с жителями галактики и их гостями. Во время путешествия по вселенной они приятно удивили его своими знаниями о космосе, красивыми и интересными танцевальными номерами. Все получили большое удовлетворение от этого путешествия.
Следующий проект, который мы также разработали с детьми нетрадиционное- физкультурное оборудование «Весёлые перчатки»
«Для снятия психоэмоционального напряжения. «Веселые перчатки», название проекта придумали сами дети. Вместе с родителями на перчатках нашили бусины, пуговицы разной формы и размера. Надевая их на свои ручки, дети выполняют игровой самомассаж, получают радость и хорошее настроение.
С удовольствием и желанием дети играют и делают массаж себе и друг другу.
Проект «Ах лето», смотивировал всю нашу группу на такую деятельность одна из воспитанниц, которая ездила вместе с родителями отдыхать в Китай и привезла нам магнитики. Ребят нашей группы всех заинтересовал рассказ,
и каждый хотел поделиться своим путешествием. Ребята нашей группы принесли фотографии, вместе с родителями дома составили рассказы как они провели лето и где отдыхали. Каждый день ребята с помощью фотографий.
презентовали свой рассказ о лете. В проекте была создана ситуация успеха для каждого ребенка, всем детям была поставлена положительная оценка. Из-за этого все дети были уверенны себе. Совместно с детьми был изготовлен в группе, альбом с фотографиями.
Ещё один самый долгосрочный проект в нашей группе «Я волонтёр». Этот проект был придуман нами воспитателями. Мотивацией проекта послужила для поддержки детской инициативы и самостоятельности. С детьми провели Беседы на тему:»Что означает волонтёр», «Что такое добро?»,«Как поделиться добротой», «Мастер добрых дел – волонтер!» «Как сохранить добро».
В нашей старшей группе «ребята - волонтёры», помогают малышам одеваться, учат играть в различные игры, показывают сказки и. т. д.
Сделали эмблемы волонтёров, родители активно участвуют в помощи и шили платочки для волонтёров.
Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку.