Инна Доманова
Использование технологии проектной деятельности в дошкольных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии проектной деятельности в дошкольных группах
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кладовицкая основная общеобразовательная школа
дошкольные группы
Выступление на тему:
«Использование технологии проектной деятельности
в дошкольных группах МОУ Кладовицкой ООШ»
Воспитатель: Доманова Инна Николаевна
с. Ново - Никольское
2019 год
1 слайд
Публикация «Использование технологии проектной деятельности в дошкольных группах» размещена в разделах
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Доманова Инна Николаевна, воспитатель Кладовицкой основной общеобразовательной школы. Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом работы наших педагогов по теме метод проектов.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно подготовиться и адаптироваться к школе.
2 слайд
Обоснование выбранной темы.
Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Он интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
Этот метод, всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникает желание решить её.
Поэтому перед педагогами нашего учреждения стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
3 слайд
Проектная деятельность в нашем образовательном учреждении используется на протяжении нескольких лет.
В практику работы нашего ДОУ внедрение проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами:
изучили теоретическую часть, познакомились с типами, признаками проектов. Для этого мы участвовали в конференциях и семинарах разного уровня, посещали в мастер-классы
для дальнейшего повышения профессионального мастерства стали использовать проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Следующим этапом к осуществлению проектной деятельности стало привлечение родителей. На первых порах они выступали в роли зрителей, потребителей продуктов проектной деятельности. Сейчас же родители активно участвуют в непосредственной проектной деятельности.
В настоящее время педагогами дошкольных групп МОУ Кладошицкой общеобразовательной школы ведется практическая работа с использованием проектного метода с детьми всех возрастных групп. Педагоги создали достаточно объёмную копилку методического материала по обучению и применению метода проектной деятельности.
И конечно, при организации проектной деятельности с детьми мы сталкивались с рядом проблем. Рассмотрим их.
Слайд4
Проблема осознания понятия «Технология проектирования»
В самом начале нашей работы в этом направлении мне и моим коллегам требовалось понять, чем проектная деятельность отличается от комплексной работы по теме? А отличается она тем, что педагог не преподает готовое и до конца разжеванной знание, которое детям остается только проглотить и усвоить. Он не объясняет и не демонстрирует детям правильный способ действия. В проектной деятельности педагог предлагает детям некое задание, слишком сложное для того, чтобы его можно было выполнить сразу и по уже известной схеме. Если ребенок отвечает: "я не знаю, как справиться с этим заданием", воспитатель призывает: "подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами его можно было бы выполнить".
Слайд 5
Проблема: «В чем смысл внедрения в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности?»
Воспитатели должны понять, что проект - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала и педагога и ребенка. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими участниками проекта в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 6
Проблема определения доли нового и изученного в проекте.
Воспитатели должны понимать, что приступая к проекту, ребенку необходимо иметь некоторые стартовые знания, умения и навыки. Готовые новые знания для детей в ходе проекта воспитатель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности детьми. В остальных случаях воспитатель должен натолкнуть детей на пути самоизучения материала (опираясь на энциклопедии, книги, ответы родителей, воспитателей-специалистов и т. д.)
Слайд 7 Проблема мотивации детей
Следующая, довольно трудная, проблема, с которой довелось нам столкнуться - это обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом. Для того, чтобы открыть в детях источник энергии для самостоятельной творческой активности, нужно изначально педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
Слайд 8 Проблема окончания проекта
Положительной оценки в проекте достоин любой уровень результатов. Поэтому по окончании проекта используются различные формы публичных выступлений: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями, младшими товарищами, участие в выставках, экспозициях, показ коллекций, ярмарки и т. д.
Часто бывает так, что продукт проекта оказывается невостребованным. Например, результатом нормативных проектов становится какое-то правило или знак. В ходе проектной деятельности этих знаков накапливается достаточно много, они собираются в специальной коробочке, но в реальной жизни не используются. Со временем в группе происходят конфликты, нарушаются правила, а про знаки никто не помнит. Проект по придумыванию и изготовлению знаков закончился, и они просто пополнили коробочку. Зачем тогда их было вообще придумывать? Получается, что этот проект был ради проекта.
Слайд 9 Проблема «потребления» продуктов проекта
Проекты, нацеленные на создание какого-либо материального продукта, например, макета, требуют значительных сил всех участников, а также определенных средств, времени.
Как правило, результат совместной деятельности всех радует, вызывает чувство удовлетворения. Воспитатель с гордостью демонстрирует продукт проекта гостям группы, который долго потом украшает собой групповую комнату. К чему это приводит? Дети спрашивают у педагога: «Можно поиграем с крепостью? (кораблём, ракетой и т. д.)». «Нет», - отвечает воспитатель, - пусть крепость пока постоит. Мы так долго трудились над ней, а вы её быстро сломаете». Комментарии здесь излишни.
То, что ребёнок просит разрешение поиграть с тем, что он сам с товарищами сделал, говорит о многом. Любой продукт проектной деятельности должен использоваться в дальнейшем, а не служить неприкасаемым украшательством групповой комнаты.
Кроме перечисленных ошибок хочется отметить ещё один недочет. Организуя проектную деятельность, воспитатели забывают отражать её в календарных планах. Между тем проект реализуется во все отрезки времени, в ходе режимных моментов, через разные формы совместной деятельности.
10 слайд
Ну и хотелось бы продемонстрировать вам некоторые реализуемые в нашем дошкольном учреждении проекты в разных возрастных группах.
11 слайд
Проект «Моя семья» Ранний дошкольный возраст
Цель: формировать первичные представления детей о семье, семейных традициях, обязанностях.
12-13 слайд картинки
14 слайд
Продукт проекта : выставка стенгазет «Моя семья», «Герб семьи»;
музыкальное развлечение «Курочка и цыплята»
15 слайд
Проект «Зимующие птицы» 2 младшая группа
Цель: помочь птицам на территории детского сада пережить зиму, привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей
16-19 слайд картинки
20 слайд
Продукт проекта : Кормушки для птиц
21 слайд
Проект «День защитника отечества» средняя группа
Цель: формирование патриотических чувств детей к защитникам Отечества.
22 слайд картинки
23 слайд
Продукт проекта : спортивное развлечение
24 слайд
Проект «Опыты и эксперименты» старшая группа
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности
25 картинки
26 слайд
Продукт проекта : картотека познавательно-исследовательской деятельности детей, фотоальбом проведения опытов
27 слайд
Проект «Какого цвета осень» подготовительная группа
Цель: расширение знаний детей об осени, как времени года, ее признаках и явлениях; формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
28- картинки
29 слайд
Продукт проекта : выставка детских рисунков; оформление раздевалки; конкурс поделок для родителей.
30слайд
Продукт проекта : праздник «Веселые зонтики осени»
31 слайд
ВЫВОД
Убедившись на практике, мы можем утверждать, что метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении способствует сплочению педагогического коллектива, коллектива группы детей и их родителей, которые становятся активными участниками образовательного процесса. Метод проекта помогает осваивать детьми окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитие психических процессов детей дошкольного возраста