Маргарита Глазачева
Использование технологии исследовательской деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях часто меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и, в первую очередь, уметь добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о мире, о своем окружении. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания.
Публикация «Использование технологии исследовательской деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребенком различны, то сам принцип познания остается одним и тем же – ребенок, как и взрослый, познает окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с предметами и явлениями, накопление своего, а не просто усвоение чужого (пусть даже более совершенного) опыта.
Успешность умственного, физического, психического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько он наблюдателен. Умение наблюдать, вырабатываемое в процесс познания природы, способствует развитию логического мышления. В ходе исследовательской деятельность дети научаются слушать взрослого и друг друга, рассуждать, доказывать свои мысли, логично отвечать на вопросы, возникает интерес к знаниям, эмоциональная чувствительность на красоту окружающего мира. Поэтому, задача взрослых – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои «почему» и «как».
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения. По мнению Л. С. Рубинштейна, мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Не секрет, что традиционный (информационный) метод обучения, который еще присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей.
Быстрые перемены, происходящие в нашем современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учится на протяжении всей жизни. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на всесторонне гармоничное развитие личности ребенка, на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Одной из таких технологий, применяемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста, является технология исследовательской деятельности. Цель ее – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способствовать развитию исследовательского типа мышления. Что бы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, программа «Сообщество», по которой работает наше дошкольное учреждение, как раз и пытается заложить основы способностей, жизненно необходимых для того, чтобы справляться с проблемами сегодняшнего дня, а именно: уметь принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, ставить и решать проблемы, проявлять творчество и изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде. Обстановка в групповой комнате создается таким образом, чтобы предоставить ребенку самостоятельно делать выбор. Всё помещение разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры : центр искусства, центр математики, центр строительства, центр литературы, центр кулинарии, центр песок-вода и другие. Центр науки используется для знакомства детей с природными явлениями, для проведения занимательных опытов и экспериментов, побуждающих детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества. При планировании и размещении этого центра мы учитывали следующие моменты:
-это должно быть место, где дети могут организовывать мини-музеи, мини-выставки, размещать различные коллекции, отдельные экспонаты и т. д. музей дает детям возможность видеть и опробовать интересные материалы. Так, в нашей группе вместе с детьми и родителями создан музей семян, дающий возможность нам классифицировать семена по размеру, цвету, фактуре и форме, соотносить семена с растениями, из которых они вырастают и т. д.
-это должно быть место для использования научных материалов (магнитов, увеличительных стекол, весов, микроскопов и т. д.) с пояснительными картинками и словесными обозначениями, чтобы дети могли самостоятельно брать и класть их на место.
-это должно быть место для растений, где дети имеют возможность выращивать растения, ухаживать за ними, наблюдая за их ростом, выявлять причинно-следственные связи и необходимые условия для жизни живого.
-это должно быть место для исследования с использованием всех органов чувств (осязание, обоняние, слух, зрение, тактильные ощущения – перцептивные действия).
Ежедневная работа в центре науки зависит от изучаемой темы, предложенных взрослыми и детьми, проектов. Проекты могут быть долгосрочными и краткосрочными. Реализуемые задачи определяются при выборе темы по всем направлениям требований государственного стандарта образования, в том числе и познавательного развития. Например, изучая и разрабатывая тему «Птицы», каждый день пополняем центр науки материалами: это и тонкие прутики, перышки, кусочки ваты, мох, пинцеты. На утреннем круге, в процессе работы над темой, кто-то из детей или взрослых предлагает узнать, почему птицы не мокнут в воде? Очень важно выделить проблему – обычно это вопрос, который возник вовремя обсуждения. После того, как проблема выделена, наша задача – мотивировать ребенка к нахождению решений и ответов. Для проведения этого исследования нам потребовались гусиные перья, пух, вода, растительное масло. Обмакивая в таз с водой перья, пух, обработанные растительным маслом и необработанные, выясняем причину не намокания птиц в воде. Далее свое исследование подтверждаем научными статьями, найденными в энциклопедиях, словарях и другой литературе.
В ходе работы над темой «Вода вокруг нас» использовали такие основные представления, связанные с водой, как испарение воды, необходимость воды для поддержания жизни всего живого, смешивание воды и её совместимость с разными жидкостями, впитывание воды разными материалами, вода в виде дождя или снега. Мы исследовали некоторые физические свойства воды, используя различные материалы для проведения опытов по плаванию и утопанию.
К сожалению мы, педагоги, часто спешим дать «деловой совет» по поводу использования материала, попавшего в руки ребенка. А этого делать не следует. Мы считаем, что важно предоставить детям достаточную свободу и самостоятельность в исследовательской и продуктивной деятельности. Создать своеобразную «зону неопределенности», т. е. не спешить с готовыми указаниями, а уметь ждать и помогать детям искать собственные решения, использовать в общении с детьми фразы не одобрения или запрета, типа: «да, так можно сделать», или «нет, так не делают», а открытые вопросы и утверждения: «ты считаешь, что так будет лучше?», «хорошее решение, а ты как думаешь?» и т. п. в процессе реализации любого проекта, а также как самостоятельную форму работу используем «рассуждалки». Вот примерные варианты вопросов для рассуждения:
• Имеет ли воздух вес?
• Что такое мыльный пузырь?
• Дым – это воздух?
• Как сделать туман в своей комнате?
• Когда от ветра польза, а когда вред?
• Почему вода в реках имеет разный цвет?
• Почему летом после дождя легче дышится?
Работа в центре науки может быть продолжена в вечернее время. Дети самостоятельно рассматривают энциклопедии, исследуют материалы, заканчивают свои работы. Кроме того, организуем просмотр диафильмов, слайдов, прослушивание дисков (шум ветра, моря, дождя, грозы, пение птиц и т. д., просмотр дисков, чтение литературы. Практика работы показывает, что в любом проекте можно создать условия для развития у детей естественно-научных представлений и организовать экспериментальную и исследовательскую деятельность. Кроме того, изучаемая тема открывает широкие возможности для развития научных представлений и в других центрах активности. Например, изучая тему «Что такое солнце», в центре науки мы рассматривали иллюстративный материал, энциклопедии, составляли схемы, модели солнечной системы, выясняли опытном путем, почему происходит смена дня и ночи, времен года, можно ли приблизиться к солнцу и т. д., в центре литературы читали о затмении солнца, предполагали, что могло бы быть, если солнце исчезнет, знакомили с миром сказок, мифов и легенд, посвященных солнцу. В центре строительства придумывали план постройки дома Солнца и возводили его из большого конструктора.
Таким образом, предлагаемые формы педагогической работы стимулируют у детей интерес к исследовательской деятельности, развивают познавательные интересы детей, повышают уровень их когнитивного развития. Удивление, радость от успеха, гордость при одобрении взрослого формируют у детей уверенность в собственных силах, побуждают к дальнейшему исследовательскому поиску. интерес к исследовательской деятельности, развивают познавательные интересы детей, повышают уровень их когнитивного развития. Удивление, радость от успеха, гордость при одобрении взрослого формируют у детей уверенность в собственных силах, побуждают к дальнейшему исследовательскому поиску.