Наталья Кутикина
Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Антуан де Сент-Экзюпери говорил -
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Публикация «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим
проводником на этом пути», – говорит ему взрослый, будь то воспитатель,
учитель или родитель.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Важность исследовательской деятельности отражает китайская пословица, которая гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я
запомню, дай попробовать — и я пойму».
Я широко используют технологии исследовательской деятельности в процессе познавательного развития детей.
Деятельность в рамках этой технологии – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем.
Я используют следующие методы и приемы организации исследовательской деятельности :
Эвристические беседы.
Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
Постановка и решение вопросов проблемного характера.
Например на занятиях по ФЭМП я создаю условия для открытия детьми нового знания. Для того что бы дети «открыли» для себя что такое пара создается игровая ситуация «Собираемся на каток» в ходе которой детям предстоит найти решение проблемы зайки в процессе ответов на вопросы проблемного характера (заяц нашел только один конек, носок, варежку и не может пойти на каток, дети выдвигают свои предположения что нужно сделать, чтобы зайка пошел на каток.) Таким образом, постепенно подвожу детей к пониманию того, что есть предметы, которые полезны если их пара, выясняю почему этих предметов не может быть по одному.
Часто создаю проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации.
Наблюдения и опыты в процессе которых, я побуждаю детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.
Моделирование. Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем познавать окружающий мир.
Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности, для их последующего анализа и оценки.
Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Использование художественного слова.
Для исследовательской деятельности я выбираю доступные и интересные детям типы исследования :
• опыты (экспериментирование) — освоение причинно- следственных связей и отношений;
• коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;
• путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
• путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).
Чтобы дети занимались исследовательской деятельностью, современному педагогу необходимо:
• использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения);
• создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение;
• четко формулировать проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка; учить видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное видение;
• выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей, принимая любые их предложения;
• развивать способность к прогнозированию и предвосхищению решений;
• обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;
• создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству;
• побуждать к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;
• подводить детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор;
• знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.
Следует отметить необходимость вовлечения родителей в исследовательскую деятельность детей. Я провожу беседы, консультации, помогающие родителям понять важность исследовательской деятельности и стать полноправными партнерами, помогающими детям делать «открытия».
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем и среднем дошкольном возрасте – это вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
В старшем дошкольном возрасте – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
При этом важно помнить, что исследование дошкольников в данном случае будет отличаться от проектирования. В современной педагогике исследовательскую деятельность и проектирование используют часто как синонимичные понятия. Отмечая их близость, нельзя не отметить и разницу между ними. Проектирование всегда направлено на решение какой-либо практической задачи. Исследовательская деятельность более свободная и не регламентирована внешними установками.
Закончить мне хотелось бы притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
«Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил
человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь
оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках.