Светлана Коротич
Использование технологии фотофиксации для формирования наблюдательности и развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие наблюдательности у детей дошкольного возраста является важной задачей, поскольку именно наблюдательность способствует формированию более сложных и развитых форм мыслительной деятельности.
Любое познание начинается с восприятия окружающего мира, благодаря которому ребенок понимает, как все устроено, его основные признаки и свойства, процессы и закономерности. Ежедневно дети встречают новые предметы, которые сравнивают, узнают их названия, стремятся запомнить о них информацию. Так формируется устойчивая наблюдательность.
Публикация «Использование технологии фотофиксации для формирования наблюдательности и развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Наблюдательность – это психическое свойство, характеризуется строением и чувствительностью зрительных анализаторов, и особенностями памяти и мышления.
Дошкольники – прирожденные исследователи, постоянное стремление самостоятельно найти решение проблемной ситуации способствует мыслительной деятельности и развитию речи детей.
На сегодняшний день цифровые средства коммуникации прочно утвердились в нашей жизни. Естественно цифровая техника вызывает у детей интерес, они с легкостью могут ее применять. Эти устройства предоставляют возможность для улучшения качества работы и обучения, создании интересных проектов. Если грамотно применять устройства оснащённые камерой (планшеты, смартфоны, то в обучении они принесут большую пользу, помогут решить проблему у детей с бедной связной речью.
Этот способ учитывает наглядно-образное мышление дошкольника, наблюдательность и даёт положительные результаты.
Наглядно-образное отражение окружающего мира ребенка происходит в тесной связи с речью. Предметы и явления, их свойства и связи познаются в образной форме и фиксируются в речевом плане.
Фотофиксация- это метод фиксирования предметов, явлений, с помощью цифровой техники оснащенной фотокамерой.
Продукт фотофиксации –это фотографии размещенные в папках на компьютере или распечатанные фото.
Фотофиксация позволяет решать следующие задачи:
• Развитие познавательного интереса детей
• Обогащение активного словаря, и связной речи
• Обучение фотографированию
• Развитие наблюдательности
• Развитие социально-коммуникативных качеств
• Развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.
После посещения парка, музея, библиотеки, дошкольнику сложно запомнить большой объём новой информации, который накапливается при выполнении исследовательской работы и последовательно изложить, то что он наблюдал. В этом случае на помощь пришли цифровые образовательные ресурсы, дети могут фотографировать весь ход экскурсии. По фотографиям можно вспомнить, как это было. Таким образом при помощи продукта фотофиксации (фотографиям, развивается связная речь. Основное требование фото фиксации во время наблюдения, состоит в том, чтобы последовательно сфотографировать все этапы наблюдаемого предмета или явления.
Например дома ребенок проводил опыт с родителями, весь процесс он поэтапно сфотографировал, и захотел поделится своими наблюдениями во время опыта с детьми в группе. Опираясь на серию фотографий сделанную дома во время проведения этого опыта, ребенок может поэтапно рассказать об этом.
Таким образом наглядно-образное мышление дошкольника помогает ему по фотографиям, как по серии картинок, рассказывать, отвечать на вопросы.
При проведении исследовательской работы, ребенку нужно защитить свой проект. Совместно с педагогом выбираются фотографии отображающего ход и результаты исследования, где зафиксировано всё то, что он делал. Создается презентация с этими фотографиями –которые являются опорными точками при публичной защите.
Ребенок, который действительно заинтересовался данным приемом, может создавать самые разнообразные проекты. Например при изучении алфавита, может создать альбом «Буквы в картинках», где на каждую букву, он сделал несколько фотографий предметов на определенную букву. Таким образом у ребенка развивается острая наблюдательность к предметам окружения, мышление.
Или при посадке огорода на подоконнике, можно провести опыт где одно и тоже растение находится в разных условиях, одно в темноте, другое на подоконнике. Ребенок ежедневно фиксирует изменения происходящие с этими растениями. В конечном результате своего наблюдения, может об этом рассказать и поделится опытом, сделать вывод о том как, среда влияет на рост и развитие растений.