Озёрская Татьяна Владимировна
Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и восприятия, как младший дошкольный.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В таком сложном и важном деле, как воспитание и развитие детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, так как в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре.
Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми. Поэтому, нет ни одного детского сада, где не использовался бы этот вид деятельности.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры,
мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая и эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В работе для повышения уровня речи детей, я решила использовать театрализованную деятельность. Работа, по развитию речи через театрализованную деятельность, велась на основании программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности —пением, движением под музыку, слушанием, необходимо систематизировать ее в едином педагогическом процессе.
В своей работе с маленькими детьми, я использую следующие виды театра :
Пальчиковый театр - представлен в виде вязанных персонажей русских народных сказок.
Пальчиковый театр :
- развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
Театр «Би-ба-бо» : куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.
Театр игрушек : используются любые обыкновенные настольные игрушки, одинаковые по материалу.
В своей работе я определила основные направления деятельности:
постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого, к самостоятельной игровой деятельности, переход от индивидуальной игры и «игры рядом», к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли, от имитации действий, в сочетании с передачей основных эмоций героя, к освоению «типичных» образов в театрализованной игре.
Используя театрализованные игры, я выполняю следующие задачи:
• развиваю устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• обогащаю словарь детей, активизирую его;
• совершенствую диалогическую речь, ее грамотный строй;
• побуждаю детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и
неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово.)
• способствую проявлению самостоятельности, активности в игре с
персонажами - игрушками.
С детьми младшей группы мы разыгрываем сценки по стихотворениям,
песенкам, потешкам, пальчиковые игры, сказки.
При проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, я учитывала:
• индивидуальные социально психологические особенности ребенка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие
способности.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей
неоспоримо. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она —неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра : кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.
Дети с удовольствием принимают участие в сказках, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену.
Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Книжный уголок», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку пальчиковых упражнений, создали книжки «Потешки» своими руками из фетра, дети очень любят их рассматривать.
Так же в своей работе использую методическое пособие «Сенсорный адаптационно-дидактический сарафан», которое притягивает внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к нему. Самое главное – происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами сарафана, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.
Вначале я сама читаю текст, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов. По мере того как дети овладевают содержанием, их активность в повторных играх возрастает. Не надо требовать от ребят буквального воспроизведения. Но когда текст будет достаточно хорошо усвоен, нужно поощрять точность его изложения. Читая песенки или стихотворения, подключаю детей к игре.
Главную роль я исполняю сама. Малыши сначала играют роль зрителей. Потом начинают вместе со мной повторять звуки, слова и движения. Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. Сарафан многофункционален, я его использую и в театрализованной игре. Имеющимся на сарафане липам, дети могут самостоятельно составлять сказку, прикрепляя персонажей на липы. Это доставляет детям радость.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Участвуя в праздниках в качестве ведущий, в ролях и сказочных персонажей, воспитатели на собственном примере могут показать детям, как интересно перевоплощение.
Дошкольное образование предполагает взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует таких отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством и доверительностью.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью ставлю перед собой цель –сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.