Наталия Петрушенко
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие коллеги, разрешите представить мой проект аттестационный, с которым я защищалась почти четыре года назад, тогда у меня была средняя группа, возраст детей 4-5 лет.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста весьма актуальна в современном обществе.
Публикация «Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
1) Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
2) Остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.
3) Недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.
4) А ведь именно в сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Следовательно, выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Основной вопрос
Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра в процессе нравственного воспитания дошкольников?
Цель:
Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников
Задачи:
Раскрыть связь понятий «игра» и «нравственность»;
охарактеризовать значение и сущность игры в дошкольном возрасте;
сделать теоретический анализ формирования нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности;
практическим путем обосновать целесообразность внедрения в структуру и содержание сюжетно-ролевых игр методик, направленных на формирование у дошкольников представлений о нравственном поведении;
минимизировать признаки агрессии и зарождающегося девиантного поведения дошкольников
Гипотеза
Сюжетно-ролевая игра является одним из видов деятельности дошкольника, следовательно, и одним из наиболее эффективных средств воспитательно-образовательной работы, позволяющих сформировать у дошкольника представления о нравственном поведении.
Методика повышения уровня нравственности
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
беседы: «Кто был в больнице», «Каким должен быть доктор»;
чтение художественных произведений: К. И. Чуковский «Айболит», С. В. Михалков «А что у вас?»;
экскурсия в медицинский кабинет;
рассматривание иллюстраций, отражающих действия врача.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Беседы: «Кто был в парикмахерской», «Как правильно ухаживать за своими волосами», «Что мы знаем о работе парикмахера».
Рассматривание проспектов с прическами для мальчиков и девочек.
Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»
Беседы «Как я играю с машинами», «Что мы знаем о машинах», «Пассажирский транспорт»
Чтение Н. Носов «Автомобиль», Н. П. Сапотницкая «У меня растут года»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Беседы «Кто был в магазине», «Специализированные магазины», «Кто работает в магазине».
Чтение Ю. Тувим «Спор овощей», Э. Мошковская «Веселый магазин».
Рассматривание картины «В магазине».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Беседы о семье, «Как зовут ваших родителей», «Где работают ваши родители», «Как вы помогаете дома своей семье»
Чтение В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным», В. Осеева «Волшебное слово», Е. Благинина «Посидим в тишине», Б. Емельянов «Мамины руки».
Участники проекта: воспитатель, дети группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, педагоги-специалисты, родители.
Основной этап – разработка общих направлений работы
Изучение методик организации сюжетно-ролевых игр
Второй этап - Формирование знаний педагогов о специфике работы с детьми с применением сюжетно-ролевых игр
Воспитатель и ребенок – консультации, сюжетно-ролевые игры, выставка методической литературы, педсовет.
Третий этап - Усовершенствование уровня педагогического взаимодействия воспитателя, педагогов-специалистов с родителями.
Консультации, родительские собрания, беседа.
Заключительный этап. Подведение итогов.
Результаты работы
Улучшилось взаимодействие детей в учебной и игровой деятельности;
Созданы условия для реализации личного, творческого потенциала всего педагогического коллектива в работе с детьми.
Повысился уровень социально-нравственного развития детей.
Уменьшились признаки проявления агрессии, девиантного поведения.
Вывод:
Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность, выдержку, терпение, великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах.
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.