Татьяна Черных
Использование светового стола для рисования песком
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Вопросы художественно – эстетического развития дошкольников имеют большое значение в решении задач воспитания и развития. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.
Публикация «Использование светового стола для рисования песком» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. ВСЕ материалы
- Световой стол. Рисование на песочных световых столах
- Темочки
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для интеллектуального, художественного развития детей.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе художественной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза,
сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
О широком значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Б. Т. Юсов и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США, К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
Опыт работы с детьми показывает, что изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на высоком уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его.
Вместе с тем, не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.
Возрастная несформированность графических навыков и умений (методика изображения образов тонкими линиями, техника закрашивания рисунков красками с помощью мазков, метод заливки и другие, демонстрация образца (как основного дидактического принципа при обучении детей рисованию) лишают ребенка возможности выражать творческое начало в рисунке. На практике это выражается в следующем:
в средней группе большинство детей не могут самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, неправильно»;
ждут указаний от педагога;
проявляют пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
не умеют экспериментировать с изобразительными материалами»;
показывают низкий уровень фантазии, художественного творчества;
не передают личное отношение к объекту изображения.
Методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, к сожалению, не всегда способствуют формированию творческой личности:
ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (солнце – желтое, небо – синее);
отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика);
исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование «чистых» цветов без смешивания красок, четкая обводка контура);
занятия зачастую сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционному способу передачи полученной информации (рисование – только цветными карандашами или красками, лепка – только пластилин, аппликация – только цветная бумага).
Таким образом, возникает проблема, которая заключается в противоречии: с одной стороны необходимость и важность включения
изобразительной деятельности в педагогический процесс, c другой - не у всех детей есть способность к данному виду деятельности. По-моему мнению, развивать способности надо у всех, но одному надо только чуть-чуть помочь, а кого-то приходится длительно обучать, используя целый ряд педагогических приёмов. Стоит ли? Может быть, правильнее будет знакомить детей с такими техниками, которые будут доступными для всех? Использование данных техник способствует созданию ситуации успеха у всех детей и развитию творческих способностей.
В поисках новых методов и технологий мое внимание было обращено на нетрадиционные способы рисования. Я считаю, что нетрадиционные техники рисования являются существенным дополнением к обучению детей классической изобразительной грамоте. Демонстрируя необычные сочетания материалов и инструментов, нетрадиционная техника интересна и доступна по технологии выполнения. Создает мотивированную потребность у ребенка к рисованию, помогает решить поставленную им творческую задачу.
Ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными техниками. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технику, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом техник? Придумай свою! Поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами.
Так зачем нужны нетрадиционные изобразительные техники? Чтобы разнообразить изобразительную деятельность вообще и представить ребенку больше шансов для самовыражения.
Что же они дают детям? Возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.
Какова их эстетическая ценность? В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.
Таким образом, актуальность педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей через использование нетрадиционных техник рисования видится в новых подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного радостного творчества, полет мысли, смелость и неповторимость. Он уже не боится сделать что-то не так, неправильно. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным и ярким. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.
Новизна опыта заключается в создании системы работы по использованию нетрадиционных техник рисования в условиях детского сада.
Цель:
Художественно-эстетическое развитие детей через использование нетрадиционных техник рисования (песочной живописи).
Задачи:
познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки, показать детям широту их возможного применения;
формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
В творческой деятельности вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача реализуется через определенную технологию педагогического сотрудничества с детьми в многогранном мире нетрадиционных изобразительных техник, представленную в опыте работы.
Работая по данной теме, поняла, что творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и какую радость им доставляет процесс созидания. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Начиная работу по данной теме, опиралась на методические материалы А. М. Страунинг, которая описала ряд нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
В процессе работы была собрана собственная «копилка» нетрадиционных техник.