Елена Алексеевна Благонадеждина
Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Публикация «Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Первые публикации о методе Су-Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су-Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок – южно-корейский профессор Пак ЧжэВу. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров. Который представляет собой шарик и две соединенные полусферы. Внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т. д.
Кроме этого, можно использовать стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, при помощи различных приспособлений – массажных мячиков с шипами, массажных варежек, грецких орехов, шишек и т. д. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т. д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Упражнение «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем (перекладывать шарик из руки в руку, слегка зажимая его,
Тесто жмем, жмем, жмем!
После скалку мы возьмем (прокатывать шарик между ладонями вперед-назад,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим!
Упражнение «Вышли пальчики гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы из кулачков по одному,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел (поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Оттого и потолстел. Упражнение выполняется сначала на правой руке, потом на левой руке.
Упражнение «Мишутка»
Шел мишутка – топ да топ (катать массажный мячик в руках, делая движения вперед-назад,
Вдоль звериных тайных троп (катать мячик круговыми движениями по животу,
Но устал (положить мячик на правую ладонь)
И сел на пень (положить мячик на правый кулак,
И ему подняться лень (убрать мячик за спину).
Упражнение «Шишки»
Шишки в ладошке я крепко держу (взять в ведущую руку две шишки, катать их вокруг друг друга, стараясь не уронить,
Шишки в ладошке кручу и кружу.
Я ловко катаю шишки в ладошке,
Они убегают, как мышки от кошки.
Кроме этого, Су-Джок используем для автоматизации звуков. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец сначала правой, затем левой руки, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ш: «Этот малыш – Илюша, этот малыш – Ванюша, этот малыш – Алеша, этот малыш – Антоша, а меньшой малышка – шалунишка Мишка». Совершенствуем навыки пространственной ориентации. Дети выполняют инструкции: «Надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в левую руку и спрячь за спину» и т. д. Совершенствуем навыки употребления предлогов. По инструкции ребенок раскладывает шарики: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – за коробку. Для развития памяти, восприятия и внимания, дети выполняют инструкции: «Найди два одинаковых шарика», «разложи шарики по цвету», найди все синие (красные, желтые, зеленые).
Важно заметить, что вариантов игр и упражнений с массажными шариками – множество. Все зависит от фантазии детей и взрослых!
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются :
* высокая эффективность - при правильном применении всегда наступает выраженный эффект; абсолютная безопасность - эта лечебная система создана не человеком, он только открыл ее, а самой природой. В этом причина ее силы и безопасности.
* Стимуляция биологических точек приводит к излечению.
* Универсальность – упражнения с использованием Су-Джок терапии могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Библиографический список
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников. – СПб: Образовательные проекты, 2010.
2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
3. Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. – М. : Просвещение, 2011.