Татьяна Кубышина
Использование словесных методов на занятиях по экологическому воспитанию в детском дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
I. Теоретическая часть 1. Методы ознакомления детей с природой 1.1 Словесные методы, их роль в формировании экологических знаний
1.1.1 Рассказ воспитателя о природе, его особенности
Литература
Введение
Публикация «Использование словесных методов на занятиях по экологическому воспитанию в детском дошкольном учреждении» размещена в разделах
Словесный метод обучение является самым старинным способом сообщения знаний в ознакомлении детей с природой. Слово имеет громадную силу, являясь основным средством,фундаментом,гарантом обучения в системе воспитания дошкольников с миром прекрасного. Великий педагог К. Д. Ушинский считал, «Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы….».Общение с природойположительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. В непосредственном соприкосновении, вместе с наблюдательностью у детей развивается любознательность, И. П. Павлов в своих работах описывал, что проявляется она в бесконечных вопросах детей к взрослым: что это? как? когда? почему? откуда? Поэтому, очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе, увидели природу такой, какой она есть в действительности. Важнейшие задачи педагога на современном этапе, через словесные методы способствовать образованию у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных. Ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, и могут в дальнейшем навести ребенка на глубокие размышления.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству всестороннего воспитания детей : Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, речи, чувств и воли; В. Г. Белинский, А. И. Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней.
Известно, какое большое значение придавал природе К. Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К. Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е. Н Водовозовой, Е. И. Тихеевой, А. А. Быстрова, М. М. Марковской, С. А, Веретенниковой. Умение слушать и слышать рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи - развития мышления и речи идет как единый процесс.
Исходя из этого, избранная мною тема является актуальной.
Объект исследования: процесс воспитания дошкольников гуманного отношения к природе.
Предмет исследования: слово– эффективное средство воспитания в ознакомлении детей с природой
Цель исследования: рассмотреть словесный метод как основной в ознакомлении дошкольников с природой.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мною сформированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать словесный метод как основной в ознакомлении дошкольников с природой.
2. Раскрыть роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста; 3. Выявить значимость беседы в ознакомлении с природой.
4. Доказать важность рассказа о природе в воспитании дошкольника.
Решение поставленных задач осуществить с помощью изучения, систематизации и анализу литературы. Обобщить теоретический и практический материал по данной теме.
Глава I. Теоретическая часть
1. Методы ознакомления детей с природой.
В процессе обучения дошкольников при ознакомлении с природой используют различные методы и приемы.
Метод обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а так же развитие их познавательных способностей. Прием – это часть метода. Определяя основной метод обучения, которым воспитатель будет пользоваться на занятие, он использует разнообразные приемы для того чтобы повысить его эффективность (например, используя беседу как основной метод систематизации знаний детей о весне, педагог дополняет это различными приемами, показ веток с распустившимися листьями, загадывание загадок, чтение стихотворений). Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Но следует обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок воспринимает преподносимый материал по – своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное.
При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения :
1. Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно познавательной деятельности.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности.
Из этих трех больших групп методов рассмотрим подробно первую группу, которая включает в себя наглядные методы, словесные и практические.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, слайдов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практические методы - это игра, элементарные опыты и труд в природе. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний. Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
1.1 Словесные методы, их роль в формировании экологических знаний.
Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.)
В соответствии с этим словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, фотографии, слайды, фильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С их помощью систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия. При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.
В дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух, трех детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной ко окну, посмотрим на наше растение, поговорим с ними и польем их (подходит к окну).Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке – вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть (трогает землю в горшке).Сухая земля. А ведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Мы нальем в горшочек воды, пей цветочек, сколько хочешь, и расти дальше – мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и есть образец взаимодействия с природой.
С самого начала учебного года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с репки. Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды,знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных легко представить с помощью бабы и деда из «Курочки рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятие приходит либо дед, либо баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель, дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая методика обучения позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок. Во время проведения прогулок воспитатель обращает внимание ребенка старшего возраста на окружающую природу. Не спеша, давая внимательно рассмотреть то, о чем говорит, взрослый рассказывает о природных изменениях окружающего мира в различные времена года.
Осенью вместе с воспитателем рассматривают деревья на участке группы: листья становятся желтыми, красными, разноцветно осенними и опадают с дерева при малейшем дуновении ветра. Природа засыпает, трава становится коричневой и желтой, цветы опускают свои головки и засыхают. Все готовится к приходу зимы. Дети в это время любят собирать красивые листья, поднимая их с земли, они ощущают их в своих маленьких ручках, листья шуршат под их маленькими ножками, дети внимательно слушают осень. Собирают красивые букеты, тут же разбрасывают их, получая массу удовольствия, и формируя при этом мелкую моторику рук, обогащая свои сенсорные ощущения, активизируя словарный запас. Все это, несомненно, развивает восприятие ребенком окружающего мира, обогащает его речь и интеллект. Воспитатель обращает внимание детей и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще и чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Взрослый объясняет ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки. Особенно хорошо, если радом растет рябина, на которой в это время года висят сочные и спелые ягоды, такие красивые и полезные для птиц. Чаще всего ребята встречаются во время прогулок с воронами, воробьями и голубями. Воспитатель объясняет, как питаются птицы, как они разговаривают. Дети внимательно слушают и пытаются подражать птичьему разговору: кар-кар, чик-чирик и т. д.
Наступает зима: выпадает первый снег. Ребята пытаются поймать в ладони снежинки, которые моментально тают, что вызывает особый интерес у ребенка, он чувствует холодное прикосновение зимы к его рукам. Приближаются новогодние праздники. Елки, расположенные на участке взрослые наряжают бумажными игрушками. Дети радуются, это вызывает у них положительные праздничные эмоции. На прогулку ребята берут с собой лопатки и играют ими, копая снег. Совместно с взрослыми они учатся лепить снеговика, катая снежные комки, которые быстро увеличиваются в размере. А потом происходят интересные игры с вылепленным снеговиком. Птицы реже появляются, им трудно искать корм. Для этого на участке установлена кормушка. Собираясь на прогулку, воспитатель берет с собой зерно или хлебные крошки. На участке дети наблюдают за кормлением птиц из кормушки. Все это учит детишек любить родную природу, беречь окружающую среду, делать соответствующие выводы.
Постепенно солнышко начинает пригревать, снег начинает таять,природа готовиться к приходу весны. Наблюдения на участке и беседы продолжаются. Дети знакомятся с весной, а за тем и с летом. Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе, пополнять свои знания об окружающем мире. Занятия по ознакомлению с природой,на которых педагог использует словесные беседы в помещении группы, дают возможность последовательно формировать у детей знания об особенностях природного окружения.
Таким образом, целенаправленная работа с детьми с использованием словесных методов позволяет сформировать у них правильные представления о природе.
1.1.1 Рассказ воспитателя о природе, его особенности
В целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы используется рассказ воспитателя. Основные цели и образовательные задачи рассказа — создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте, предмете природы, с учетом опыта и интереса дошкольников, адресуя его детям конкретной возрастной группы.
В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы.
Рассказ должен привлекать внимание детей, стимулировать развитие их мышления, познавательных процессов, воображения, речи.
Однако, восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Поэтому, рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов.
Кроме того, рассказ экологического содержания должен быть эмоционально окрашен, воздействовать на эмоции и чувства детей, иметь яркий динамичный сюжет. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Яркость, образность и конкретность языка — обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка. Однако яркость и образность должны подчиняться содержанию рассказа, а не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.
Вместе с тем в целях формирования познавательного отношения детей к тому материалу, который сообщается воспитателем в рассказе о природе, необходимо дополнять рассказ познавательными заданиями различного характера. В целях сосредоточения внимания детей на содержании рассказа целесообразно использовать наглядный материал (картинки, иллюстрации, можно использовать серии картин, выпущенные для детских садов.
Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми.
Речь воспитателя в процессе рассказа должна быть понятной детям. Не следует загромождать рассказ лишней информацией, обилием деталей. Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, различных частей речи (существительные, прилагательные, глаголы, слова должны подбираться знакомые и понятные детям. Если в рассказе употребляется незнакомое детям слово, необходимо доступно объяснить его значение. Использовать разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы. Также важно учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности детей в плане восприятия предлагаемой информации. Продолжительность рассказа для детей дошкольного возраста должна быть не более 10—15 мин. Если соблюдать эти педагогические правила, то рассказы о природе можно использовать, начиная с младшей группы.
В старшей и подготовительной к школе группах, рассказ воспитателя занимает большое место, чем в младших он дополняет наблюдения детей и знакомит их с такими объектами и явлениями, которые не могут быть непосредственно восприняты ими (с местами зимовки птиц, с жизнью диких животных и т. д), тем самым значительно расширяя знания детей об уже знакомых явлениях, животных, растениях их взаимосвязях и зависимости друг от друга ; знакомит с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и д р, способствует обогащению пассивного словаря. Однако живое слово всегда должно опираться на конкретные представления, при этом должен учитываться уже накопленный багаж знаний. Учитывая наши климатические условия, этот метод является одним из основных.
Так, например, во время прогулки дети видят муравей-пик, в котором копошатся муравьи. «Что они делают?» спрашивают дети. «Давайте посмотрим», предлагает воспитатель. В процессе наблюдений он объясняет, куда ползут муравьи, что они тащат. После короткого наблюдения за муравьями воспитатель рассказывает о жизни муравьев более подробно.
Или, к примеру, такой рассказ воспитателя «Что такое облака и какие они бывают?»
Наступил июль — середина лета. На улице жарко. Ярко светит солнце. Но вот солнышко спряталось. Спряталось всего на несколько секунд. Закрыло его облако — белое, похожее на клочья ваты. Эти облака называются кучевые. Если внимательно понаблюдать за небом в солнечный день, то можно увидеть эти кучевые облака. А еще можно заметить, что они постоянно меняют свои форму и размеры. Одни облака появляются, другие исчезают. Облака — это очень интересный объект для наблюдений. Понаблюдайте за ними, посмотри, куда они плывут. Обратите внимание на скорость их движения. Попробуйте ответить на вопрос: почему облака в разные дни плывут по небу с разной скоростью? А вы знаете, юные друзья природы, что про облака и тучи есть загадки? Хотите их отгадать?
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
По небесам оравою бредут мешки дырявые,
И бывает иногда — из мешков течет вода.
О чем первая загадка? Правильно, об облаке. А вторая? Конечно же, во второй загадке говорится о туче.
Вы внимательно слушали этот небольшой рассказ. Подумайте, чем же облака отличаются от туч?
Часто, мы не можем наблюдать непосредственно объекты природы, в этом и других случаях рассказ сопровождается демонстрацией картин, видеофильмов (во время непосредственного просмотра фильма, может возникнуть необходимость дополнить увиденное рассказом, прослушиванием рассказов в записи.
Итак, чем разнообразнее по своей структуре будут рассказы о природе и чем эмоциональнее будут они переданы, тем большее значение будет они иметь в ознакомлении дошкольников с природой.
Литература
1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. //
Дошкольное воспитание. - 1988г. № 7. 2. Бобылева Л. Экологические знания – дошкольникам. \\ Дошкольное воспитание. – 1997г, №7.
3. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г.
4. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М. : «Просвещение», 1973
5. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».,Москва, «Просвещение», 1978 г.
6. Григорьева О. О, Фесюкова Л. Б. Времена года. – Харьков,2008г.
7. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.
8. Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких. – М., «Просвещение», 1982г.
9. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание : узловые вопросы. Экологическое образование : концепции и технологии. М., «Перемена», 2006г.