Ольга Зяблицкая
Использование системы тренинговых занятий по развитию рефлексии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Рефлексия играет большую роль в формировании и развитии целостной личности, т. к. наличие у человека позволяет анализировать и переосмысливать свои собственные действия, поступки и взаимоотношения, вести самонаблюдение за своим состоянием, чувствами, мыслями, оценивать свои возможности и способности, а также способствует накоплению знаний человека о самом себе.
Публикация «Использование системы тренинговых занятий по развитию рефлексии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.
Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредотачиваться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего лишнего, телесного.
Дж. Локк разделил ощущения и рефлексию, трактуя последнюю, как особый источник знаний (внутренний опыт в отличие от внешнего мира, основанного на свидетельствах органов чувств).
Изучение рефлексии осуществлялось в работах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А. В. Петровского, В. И. Слободчикова, Р. С. Немова, Е. Д. Смирнова, Т. А. Урунтаевой, В. В, Столина, В. С. Мухиной и многих других уче-ных. Именно они выделили особенности развития рефлексии, факторы, влияющие на процесс развития и познания ребенком своего внутреннего мира, способностей и особенностей.
Несмотря на ряд экспериментальных теоретических работ, в которых исследовались возможности развития рефлексии детей старшего дошкольного возраста в целом проблема развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной для педагогики.
В дошкольном возрасте необходимо развивать рефлексию для того, чтобы ребенок смог понять свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать внутренний мир, общение. Поэтому в нашем исследовании мы предположили, что на развитие рефлексии дошкольника повлияет использование системы тренинговых занятий, т. к. игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте; использование системы тренинговых занятий будет осуществляться с опорой на принцип систематичности и возможности неоднократных повторений. При этом система тренинговых занятий будет доступна и соответствовать возрастным особенностям детей, будет способствовать развитию субъект-субъектных отношений со сверстниками.
Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения.
Рефлексия включает в себя это не только самопонимание, самопознание, но и такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества.
Важнейшей особенностью рефлексии является способность человека управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.
Таким образом, рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Признаками развитой рефлексии выступают : осознавание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит.
Рефлексия обусловлена деятельностью, ее задачами. Акты рефлексии органически включаются в конструкцию деятельности, и в этом смысле рефлексия является механизмом развития и функционирования любой деятельности.
На основании анализа работ Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и других мы пришли к выводу, что развитие рефлексии в дошкольном возрасте взаимосвязано со следующими особенностями психического развития ребенка :
- возникновение критического отношения к оценке взрослого и сверстника;
- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифферен-цированная самооценка, самокритичность;
- развивается способность мотивировать самооценку;
- появляется осознание себя во времени, личное сознание.
На основании этих особенностей рефлексии в дошкольном возрасте выделили критерии и уровни развития их в старшем дошкольном возрасте :
1) Наличие у детей плана внутренних действий;
2) Поэтапное планирование собственной деятельности;
3) Адекватность понимания и оценки собственной позиции во взаимоотношении, как со взрослыми, так и со сверстниками;
4) Сформированность умения контролировать, анализировать и оценивать результат своей деятельности и своего поведения;
5) Сформированность рефлексивной позиции, т. е. самостоятельность мышления во взаимодействии со взрослыми людьми.