Елена Горбунова
Использование регионального компонента «Полхов-Майданская роспись» в нравственно-патриотическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование регионального компонента в нравственно-патриотическом развитии старших дошкольников на основе ознакомления с народным промыслом Полохов-Майдана.
Проект «Моя родная матрёшка»
Автор: Елена Горбунова-
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ № 441 Д/С "Кузнечик"
Нижний Новгород
Публикация «Использование регионального компонента „Полхов-Майданская роспись“ в нравственно-патриотическом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Полхов-майданская роспись
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
(Проект-групповой, краткосрочный,творческий, продуктивный)
Одной из основных задач дошкольного образования всегда являлось воспитание у детей патриотических чувств.
Познавая красоту народного творчества родного края, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга,любви к Родине. Это отмечал и Сухомлинский.
Значение прикладного искусства в воспитании патриотических чувств:
Цели:
воспитывать у детей любовь, интерес, потребность к предметам прикладного искусства, как части быта жизни нижегородцев, природы родного края;
воспитывать начала духовно - патриотического самосознания ребёнка.
Задачи:
- Формировать эстетическое отношение, эмоциональную отзывчивость и интерес к окружающей действительности средствами народного прикладного искусства Нижегородского края (на примере народного промысла Полохов – Майдана).
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за родной край.
- развивать интегративные качества и творчество детей.
- Формировать обобщё нные знания и умения: различать и воспроизводить стили декоративной живописи «родных матрёшек».
Этапы реализации проекта
1 ЭТАП-подготовительный- Постановка проблемы, задач,
стартовая диагностика детей, комплексно-тематическое планирование со специалистами, пролангирование договоров сотрудничества с социальными партнёрами,подбор методик и программного обеспечения. (сентябрь 2013).
2 этап – формирующий- создание развивающей среды, НОД, взаимодействие с детьми в различных формах и видах деятельности, взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ и представителями объектов социального окружения, промежуточная диагностика (ноябрь (сентябрь 2013-ноябрь2013).
3 ЭТАП – заключительный- анализ работы, презентация продукта, планирование перспективы с учётом ФГОС (декабрь 2013).
Предполагаемый результат:
Расширение представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
Формирование основ патриотических чувств у воспитанников,убеждения того, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа
Программно-методическое обеспечение проекта составили:
-Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ №441;
- "Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой,В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
-учебно-методическое пособие «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества» Г. Г. Григорьевой НИРО 2013 г.
- учебно-дидактическое пособие "Цветочные узоры Полхов-Майдана» Ю. Дорожин,А. Назарова МОЗАИКА-СИНТЕС Москва
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, а части, формируемой участниками образовательных отношений - не более 40% общего объема.
Систему работы по патриотическому воспитанию детей:
знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства дома, в детском саду, в музее района, затем в музее городском, знакомство с музеем страны (мультимедийная учебная презентация,и в завершении создание одного из продуктов проекта- мини-музея " Матрёшечки"
Методы работы:
-игровые
-словесные
-наглядные
-продуктивные (практические)
-наблюдение
Специальные методы:
-моделирование
-метод проблемных ситуаций
-метод контрастных сопоставлений (различные виды промыслов)
-использование мультимедийных презентаций
Содержание развивающей предметно-пространственной среды менялось и дополнялось в процессе реализации проекта,обеспечивая таким образом поддержание интетеса детей к предметам прикладного исскуства. В группе в были созданы : уголок краеведения,библиотека,уголок ряжения,мини-музей "Матрёшечки". Так же я стремилась,чтобы содержание развивающей предметно-пространственной среды отвечало требованиям ФГОС, а это:
Насыщенность
Вариативность
Трансформируемость
Полифункциональность
Доступность
Безопасность
На современном этапе предполагается :
Социально- коммуникативное,
физическое,
речевое,
познавательное,
художественно- эстетическое развитие ребёнка.
В ходе реализации проекта развитие детей осуществлялось интегрированно по всем направлениям. В процессе знакомства с народным промыслом Полхов-Майдана дети убедились в актуальности и современности использования матрёшек в повседневной жизни. Так в самостоятельной музыкальной деятельности матрёшки использовались детьми в дидактической игре на развитие чувства ритма,на звуковой лесенке для развития звуко-высотного слуха тоже "гуляла" матрёшечка. Для развития математических представлений матрёшки использовались как счётный материал, в театральной деятельности использовался театр матрёшек.
Формы и виды взаимодействия с детьми:
-НОД (непосредственно-образовательная деятельность)
-самостоятельная деятельность
-экскурсии
-целевые прогулки
-досуги и развлечения
-конкурсы
-выставки творческих работ
- оформление уголка народного творчества;
Просмотр мультимедийной презентации «Русская матрёшка»
Экскурсии в музеи
Создание мини-музея «Разные матрёшки»
Знакомство с историей и «рождением» матрёшки (рассматривание альбома,подлинных заготовок матрёшки).
Знакомство с профессией мастеров народного промысла,с элементами росписи Полхов-Майдана (дидактическая игра и тетради Полхов-Майданской росписи).
Я рассказала детям, что делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Дети с интересом слушали мой рассказ,трогали и рассматривали заготовки матрёшек, опилки и стружки, любовались узорами Полхов-Майдана.
Дети приносили матрёшек из дома и с радостью первооткрывателей определяли виды различных матрёшек,с гордостью отмечая,что в Нижегородском родном крае целых две матрёшки-Семёновская и Полхов- Майданская. Может и не самые красочные,но родные и знаменитые на весь свет!
Во время знакомства детей с росписью моей родной матрёшки из Полхов-Майдана,а сама я имею родственников- мастеров этого промысла,у меня появилась идея создания детской учебной презентации с целью последующего использования для проведения игры-викторины. Дети с удовольствием называли главный цветок моей матрёшки- "Майданская роза", ягодки-смородинка и крыжовник :
Продуктами проекта стали не только работы детей по изодеятельности,но так же конкурсы снежных построек, выступления на концертах с песней про матрёшек,конкурс "Коса-девичья краса",а так же презентация проекта на педагогическом совете и создание учебной презентации "Цветочные узоры Полхов-Майдана".
Система работы по ознакомлению с промыслом Полхов-Майдана органично вписывается в образовательную работу и способствует развитию всех интегративных качеств ребё нка: эмоциональной отзывчивости, компетентности, любознательности, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, творческости.
-Физически-развитый- у ребёнка развивается ручная умелость;
-Любознательный,активный-проявляет интерес к предметам прикладного искусства,желает знать промыслы родного края (региональный компонент);
-Эмоционально-отзывчивый-эмоционально откликается на воздействии художественного образа;
-Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми-хочет делиться впечатлениями,способен к коллективному творчеству;
-Способность управлять своим поведениеми планировать свои действияна основе первмчныхценностных представлений,соблюдающийэлементарные общепринятые нормы и правила поведения-у ребёнка появляютсямотивы деятельности,он стремится порадовать своими работами других людей;
-Способный решать проблемы- интеллектуальные и личностные-самостоятельно применяет в художественной и другой деятельности полученные знания и умения;
-Имеющий первичное представления о себе, семье, обществе, стране о мире и природе-имеет представления о традициях и культуре Нижегородского края;
-Овладение предпосылками учебной деятельности и необходимыми умениями и навыками-осваивает различные виды продуктивной деятельности.
Итоги проекта:
Знакомство с произведениями народных мастеров Полхов-Майдана, с историей промысла формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
ВЫВОДЫ
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка. В ходе проведения проекта у детей формируются любовь,интерес,потребность к предметам прикладного искусства, как части быта жизн нижегородцев, окружающей природы родного края; чувства привязанности к Родине, происходит формирование начала духовно-патриотического самосознания ребёнка. Формируется эстетическое отношение, эмоциональная отзывчивость и интерес к окружающей действительности средствами народного прикладного искусства Нижегородского края.
(на примере народного промысла Попхов – Майдана).
Воспитывается уважительное отношение к труду народных мастеров,гордость за родной край.
Развиваются интегративные качества и творчество детей.
Формируются обобщё нные знания и умения: различать и воспроизводить стили декоративной живописи «родных матрёшек».