Ольга Шемонаева
Использование расколеровки в составлении худо-жественных композиций детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (СИПКРО)
Шемонаева О. Ю.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСКОЛЕРОВКИ В СОСТАВЛЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСКОЛЕРОВКИ В СОСТАВЛЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данное пособие создано на основе опыта работы в МДОУ ЦРР – детском саду № 16 г. Отрадного Самарской области.
В нем имеется подробное описание нетрадиционных техник рисования, применяемых при составлении декоративно-художественных композиций.
Публикация «Использование расколеровки в составлении худо-жественных композиций детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В пособии предлагается перспективное планирование, конспекты занятий по всем возрастам дошкольного детства. В приложении вы найдете физминутки, пальчиковые игры, загадки и художественное слово.
Книга адресована воспитателям и методистам ДОУ, педагогам дополнительного образования, учителям по изоб-разительному искусству, заинтересованным и внимательным родителям.
От автора
Существующий выбор вариативных, дополнительных авторских программно-методических материалов решает задачи художественного дошкольного образования. Сегодня уже ставится проблема изучения и развития детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник изобрази-тельного искусства.
Представляемая мною система работы по использованию расколеровки – сочетанию различных видов нетрадиционных техник и использованию посыпок разного помола ранее не практиковалась в системе дошкольного образования.
Применяемая система обучения детей различным нетра-диционным техникам рисования дает возможность приобрести определенные изобразительные навыки. При выполнении работ дети используют в основном одну - две нетрадиционные техники. Представляемая мною система работы позволяет использовать приобретенные детьми навыки и умения нетрадиционного рисования при составлении различных композиций, начиная с отдельных предметов и заканчивая сложными декоративными композициями.
• она дает детям возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов;
• способствует эффективному развитию изображения;
• формирует у детей эмоционально-положительное отношения к самому процессу рисования;
• учит детей изображать предметы и несложные сюжетные и декоративные композиции, используя разную технику рисования и способы вырезания;
• при составлении композиции учит детей использовать законы стилизации (отказ от реального цвета);
• даёт представление о трансформации – изменении формы предмета в необходимую сторону;
• формирует умение свободного владения кистями разной фактуры, использование дополнительных средств (пальчики, ватные палочки, колпачки);
• пробуждает у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
• способствует формированию изобразительных навыков и умений.
В данной книге предлагается планирование занятий по использованию расколеровки с учетом возрастных особенностей детей на весь учебный год. Подробно описывается каждая применяемая техника.
Приобретенные навыки использования расколеровки позволят детям получить удовольствие от своей работы. Я думаю, что моя программа будет вам интересна!
Желаю успеха!
Глава 1.
Описание использования нетрадиционных техник рисования при знакомстве с расколеровкой
Особенностью техник нетрадиционного рисования является то, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. В процессе игры с красками ребенок ставит кляксы, рисует пальчиками, смело вливает один цвет в другой, накладывает краски толстым слоем, используя при этом не только кисти, но и ватные палочки, колпачки, пробки и так далее. Все это является основой расколеровки для составлений художественных композиций.
Рисование пальчиками
Возраст: от трёх лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: гуашь любого цвета, бумага, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь паль-чик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета
Оттиск поролоном
Возраст: от трёх лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: палитра, гуашь любого цвета, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребёнок набирает на поролон гуашь и делает оттиск на бумаге.
Тычок жесткой полусухой кистью
Возраст: от трёх лет.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: бумага для основы, цветная гуашь, в зависимости от темы, щетинная полусухая кисть.
Способ получения изображения: на кончик полусухой щетинной кисти набирается краска, кисточку при этом следует держать вертикально по отношению к плоскости и делать тычкообразные движения. При этом должна получиться большая пушистая точка.
Набрызг
Возраст: от четырёх лет.
Средства выразительности: фактура, точка.
Материалы: бумага для основы, гуашь, жёсткая кисть.
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и пальчиком другой руки шевелит ворсинки.
Монотипия
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, тон, изображение простран-ства в композиции.
Материалы: бумага, гуашь либо акварель, влажная губка или мягкая кисть большого размера, кафельная плитка либо стекло.
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на влажную поверхность плоскости, затем она накрывается листом бумаги, делается отпечаток.
Наложение толстого слоя красок.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: мазок, фактура, объём.
Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть.
Способ получения изображения: ребёнок набирает много краски на щетинную кисть и накладывает вертикальные и горизонтальные мазки друг на друга.
Прокручивание кисти
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: мазок, фактура, объём.
Материалы: бумага, гуашь, кисти разной фактуры.
Способ получения изображения: ребёнок набирает много краски на ворс и прикладывает его плашмя, прокручивая кисть за основание.
Вливание красок
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, гуашь, мягкие кисти, трубочка (для напитков, или ложечка.
Способ получения изображения: ребёнок набирает много краски на ворс и стряхивает кисть на влажную поверхность или выливает небольшое пятно (капельку) на лист через трубочку, либо ложечкой. Для смешения красок процедура повторяется.
Торцевание
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, любые предметы (конец кисти, карандаша, след от расчёски и т. п.)
Способ получения изображения: ребёнок рисует любым предметом на толстом слое краски или же прокручивает его, оставляя след.
Использование посыпок
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: мазок, фактура, объём.
Материалы: бумага, гуашь, крупы мелкого и крупного помола, опилки, любой сыпучий материал.
Способ получения изображения: ребёнок подбирает материал и укладывает его на клеевую основу (ПВА, прокрывая цветом в зависимости от выбранной темы.
Глава 2. Планирование занятий по использованию расколеровки в разных возрастных группах
2.1 Планирование занятий в младшей группе
Целью первого года обучения является приобщение детей к наблюдению за окружающей действительностью. Дети постепенно входят в мир искусства, делают первые шаги в представлении о мире искусства в жизни. Учатся применять гуашь и разные техники рисования.
Задачи художественного развития детей младшего дошкольного возраста.
Учиться владеть гуашевыми красками.
• Владеть навыками смешивания красок, без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, свободно владеть кистью.
• Владеть начальными навыками выразительного использования цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
• Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков.
• Познакомить детей с техникой:
рисования тычком жесткой кистью,
рисованием кончиком пальцев,
тампонирование.
Предлагаемые темы занятий
№
п/п Тема занятий Используемая техника Оборудование
сентябрь
1 Веселые мухоморы Рисование пальчиками Шаблоны мухомо-ров различной формы, гуашь красных оттенков, белила. Муляжи или иллюстрация.
2 Салют Тычок жесткой кистью Альбомный лист с нарисованными простым карандашом кругами, гуашь четырех цветов, принад-лежности для рисования. Жесткая кисть.
октябрь
3 Рябинка Рисование пальчиками Лист бумаги с нарисованной веточкой, оранжевая, красная и зеленая гуашь, ветка рябины.
4 Птички клюют ягоды Рисование пальчиками Формат А 4 черного цвета с нарисованной веточкой, гуашь красного, оранжевого и бордового цвета, репродукция, иллюстрация.
5 Щенок Метод тычка Альбомный лист с нарисованным контуром щенка, гуашь черного, коричневого, белого и красного цветов. Жесткая и беличья кисти, другие принадлежности для рисования. Демонстрационный материал.
ноябрь
6 Солнышко лучистое, почему то стало часто прятаться? Рисование пальчиками Лист бумаги с кругом в середине, желтая, оранжевая, красная, малиновая гуашь. Рисунки с изображением солнышка.
7 Цыпленок Метод тычка Альбомный лист с нарисованным контуром цыпленка, гуашь (черная, красная, желтая). Два образца цыпленка.
8 Мы рисуем, что хотим. Разные Все имеющиеся в наличии.
декабрь
9 Мои любимые домашние животные Тычок жесткой полусухой кистью Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных, жесткая кисть, гуашь черного, коричневого, серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных.
10 Маленькой елочке холодно зимой Тампонирование, рисование пальчиками Вырезанные из бумаги шаблоны елочек разного размера, гуашь зеленого цвета, белила и поролон.
11 Мои рукавички Тампонирование, рисование пальчиками Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, гуашь разных цветов, поролон, выставка рукавичек.
январь
12 Елочка пушистая, нарядная. Тычок полусухой кистью, рисование пальчиками. Вырезанные из бумаги шаблоны елочек разного размера, гуашь разных цветов. Жесткая кисть.
13 Веселый снеговичок Тычок полусухой кистью. Вырезанный из бумаги снеговичок (два круга разной величины, белая гуашь, жесткая кисть, красный и черный маркеры, бумага черного цвета.
февраль
14 Мы рисуем, что хотим Разные Все имеющиеся в наличии
15 Зайчонок Тычок жесткой кистью по контуру Бумага с нарисованным контуром зайчонка, жесткая и мягкая кисти, черная и белая гуашь.
16 Цветочек для папы. Рисование паль-чиками, тычок Открытка для папы, гуашь разных цветов, жесткая кисть.
март
17 Мимоза в подарок маме Рисование пальчиками Открытка с нари-сованной веточкой, зеленая, желтая гуашь.
18 Утенок Тычок жесткой кистью Альбомный лист с нарисованным контуром утенка, жесткая кисть, желтая гуашь, чер-ный и красный маркеры. Картина утка с утятами.
19 Божьи коровки на лужайке Рисование пальчиками Нераскрашенные вырезанные шаблоны божьих коровок с вырезанными кругами на спине, красная и зеленая гуашь.
апрель
20 Мы рисуем, что хотим Разные Все имеющиеся в наличии
21 Одуванчики Тычок жесткой кистью Альбомный лист с нарисованными контурами одуванчиков, зеленая и желтая гуашь, об-разцы нарисованных одуванчиков.
22 Травка Рисование пальчиками Альбомный лист, зеленая гуашь разных оттенков.
май
23 Ветка сирени Рисование пальчиками Лист бумаги с на-рисованной вет-кой, гуашь сире-нево-голубых оттенков, зеленая гуашь и черный фон.
24 Пушистые одуванчики Тычок жесткой кистью Альбомный лист с нарисованными контурами одуванчиков, зеленая и белая гуашь, иллюстрации, репродукции.
2.2 Планирование занятий в средней группе
Обучение в средней группе расширяет круг представления детей об искусстве и его связи с жизнью, оно является дальнейшим шагом в приобщении детей к окружающей красоте.
Задачи художественного развития детей средней группы.
• Укреплять навыки выразительного использования гуаши.
• Формировать представления детей о цветах и оттенках, и о том, как можно получить эти цвета.
• Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.
• Учить свободно владеть кистями разной фактуры и размеров.
• Использовать в работе палочки, печатки, поролон.
• Познакомить детей с техникой (набрызг, печатание мятой бумагой)
• Создавать не сложные работы по методу расколеровки, (составляя предмет из отдельных частей, используя навыки и умения по применению нетрадиционных техник.
Предлагаемые темы занятий
№ п/п Тема занятий Используемая техника Оборудование
сентябрь
1 Подсолнухи Рисование пальчиками Лист бумаги с на-рисованным кругом, черная тушь, гуашь желтого и зеленого цвета, эс-кизы и иллюстрации.
2 Осеннее дерево Тампонирование, пальчики, тычок. Лист бумаги с нарисованным контуром дерева, гуашь разных цветов, жесткая кисть, поролон.
3 Астра в вазе Тычок жесткой кистью. Альбомный лист с карандашными контурами вазы и небольших кругов, гуашь разного цвета, жесткие кисти; картинки или открытки с изображением астр.
октябрь
4 Грибы в лукошке Рисование пальчиками Альбомный лист с нарисованными контурами оваль-ной формы, гуашь разных цветов, му-ляжи грибов, белка с корзинкой.
5 Ежик Тычок жесткой кистью Альбомный лист с нарисованным контуром ежа, две кисточки. Для образца: на одном только контуре ежа на другом ежик. Серая и черная гуашь.
6 По замыслу Различные Все имеющиеся в наличие
ноябрь
7 Укрась шарфик Тампонирование, рисование пальчиками Шарфик, вырезанный из бумаги, гуашь разных цветов, поролоновые тампоны, кукла и шарфик для игровой ситуации.
8 Выставка рыжих котов Тычок жесткой кистью Лист с карандашным контуром кошек, фломастеры, жесткая кисть, желтая и красная гуашь, палитра.
9 Мои любимые рыбки Рисование пальчиками Лист с карандашным контуром рыбок, фломастеры, жесткая кисть, гуашь разных цветов.
декабрь
10 Поможем зайцу найти друзей Тычок жесткой кистью Лист с карандашным контуром зайца, маркеры, жесткая кисть, гуашь белого цвета, образцы и иллюстрации.
11 Мой любимый свитер Тампонирование, рисование пальчиками Свитер, вырезанный из бумаги, гуашь разных цветов, поролоновые тампоны, медведь и свитер для игровой ситуации.
12 По замыслу Различные Все имеющиеся в наличие
январь
13 Укрась елочку бусами Тычок жесткой кистью, рисование пальчиками Вырезанные елки разных размеров, гуашь разных цве-тов, новогодние открытки.
14 Я слепил снеговика Оттиск мятой бумагой Три круга разной величины, дополнительные детали, белая гуашь, нарезанная бумага небольших размеров, красная и черная гуашь
февраль
15 Подсолнух Тычок жесткой кистью. Альбомный лист с нарисованным контуром подсолнуха, иллюстрация и образец. Гуашь (желтая, оранжевая, зеленая, черная).
16 Кораблик в море Тампонирование, рисование пальчиками Альбомный лист с нарисованным контуром кораблика, репродукции, иллюстрации или игрушка. Гуашь разных цветов.
17 Мы рисуем, что хотим Разные Все имеющиеся в наличии, принадлежности для рисования.
март
18 Нарисуй и укрась вазу для цветов в подарок маме Тампонирование, смятая бумага, рисование пальчиками Вырезанные шаблоны ваз различных форм, гуашь разного цвета, поролоновые тампо-ны.
19 Весеннее солнышко По выбору детей Лист бумаги с на-рисованным контуром круга, гуашь (желтая, оранжевая, красная).
20 Чайный сервиз Тампонирование, рисование пальчиками Лист бумаги, шаблон для обведения формы, простой карандаш, гуашь теплых оттенков, поролоновые там-поны.
апрель
21 Цыплята на лужайке Смятая бумага, рисование пальчиками Бумага с нарисованным контуром цыплят, нарезанная бумага небольших размеров, желтая гуашь, красный маркер.
22 Гусь Тычок жесткой кистью Лист бумаги с нарисованным контуром гуся, гуашь белого, черного и красного цвета, кисти, образец гуся нарисованного тычками.
23 Моя любимая игрушка По выбору детей Альбомные листы, трафареты игрушек простой формы для обведения контура, простой карандаш, жесткая кисть, поролоновые тампоны, смятая бумага, гуашь разных цветов.
май
24 Расцвели одуванчики Тычок жесткой кистью Альбомный лист, гуашь зеленого и желтого цвета, образец или иллюстрации одуванчиков.
25 Мы рисуем, что хотим Разные Все имеющиеся в наличии, принад-лежности для рисования.
2.3 Планирование занятий в старшей группе
Целью художественного воспитания детей старшей группы является формирования представления о многообразии и увлекательности разных форм творчества, развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
Задачи художественного развития детей старшей группы.
• Цветом передавать пространственные планы.
• Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования в различных техниках.
• Учить детей рисовать кистью разными способами: про-кручивание кисти на одном месте.
• Учить детей составлять предмет из геометрических форм, познакомить с законом трансформации - изменение формы предмета в необходимую сторону.
• Закреплять знания об известных цветах и оттенках, развивать чувство цвета.
• Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, познакомить с законом стилизации (отказ от реального цвета).
• Учить свободному экспериментированию в составлении предметов и композиций из отдельных частей по методу расколеровки.
• Познакомить детей с техникой (кляксография, торцевание, монотипия).
Предлагаемые темы занятий
№ п/п Тема занятий Используемая техника Оборудование
сентябрь
1-3 Лодочка, плыви Тычок жёсткой полусухой кистью, набрызг, наложение мазков, прокручивание кисти. Альбомный лист с нарисованным карандашным рисунком, гуашь, ПВА, жёсткая кисть, большая (№10) мягкая кисть
октябрь
4-8 Кеша. Рисование пальчиками, палочками, тычок жёсткой полусухой кистью, набрызг, наложение мазков, прокручивание кисти, монотипия, вливание красок. Лист бумаги, гуашь, гель с блёстками, ПВА, формат А4 черного цвета, картинки, иллюстрации
худ. слово, загадки.
ноябрь
9-11 Два солнышка Разные техники, по выбору детей. Формат А 4 черного цвета, альбомный лист с карандашным рисунком, гуашь, желтого, оранжевого, белого, синего и др. цветов, репродукции, иллюстрации, худ. слово, загадки.
декабрь
12-14 Натюрморт с овощами – по выбору детей. Тычок жесткой полусухой кистью, набрызг, наложение мазков, прокручивание кисти Дид. игра «Собери натюрморт», худ. слово, загадки, различные изосредства и материалы.
январь-февраль
15-18 Зимняя композиция (новогодняя ёлка, звери, снеговик). Использование тычка полусухой кистью, наложения мазков, набрызга и др. видов знакомых техник. Худ. слово, загадки, различные изо-средства и материалы.
февраль
19-20 Мы рисуем, что хотим Разные Все имеющиеся в наличии
март
21-24 Построение и создание композиции: «Пришла весна, расцвели цветы», «Весенний букет» Любые знакомые техники, по выбору детей. Загадки, худ. слово, различные изосредства и материалы.
апрель
20-23 «Мы едем, едем, едем». Тычок жёсткой полусухой кистью, набрызг, наложение мазков, прокручивание кисти, монотипия, ПВА, гуашь, щетинные кисти, гель с блёстками, соль, мак, кофе и др.
май
24-26 На арене цирка. Тычок жёсткой полусухой кистью, набрызг, наложение мазков, прокручивание кисти. Загадки, худ. слово, различные изосредства и материалы.
2.4 Планирование занятий в подготовительной группе
Программой детей подготовительных групп пре-дусмотрено формирование основ художественной культуры. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, об-разные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения. Процесс познания происходит по средствам собственного творчества.
Задачи художественного развития детей подготовительной группы.
• Знать жанры изобразительного искусства.
• Работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки.
• Отражать в рисунках единство формы и декора.
• Формировать умение строить композицию рисунка.
• Совершенствовать технику изображения.
• Учить разным способам создания фона для изображаемой картины.
• Развивать представление о разнообразии цветов и от-тенков, опираясь на стилизацию цвета.
• Учить замечать изменение цвета в природе.
• Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммой рисунка.
• Познакомить детей с новыми видами техники: накладывание мазков одного цвета на другой, вливания одного цвета в другой, рельефы, применение различных посыпок, использование с гуашью различных материалов (клей, клестер, воск, лак).
• Закреплять умение свободного экспериментирования в составлении сложных декоративных композиций из отдельных частей.
Предлагаемые темы занятий
№
п/п Тема занятий Используемая техника Оборудование
сентябрь
1-3 Облака, белокрылые лошадки Тычок жёсткой полусухой кистью, на-брызг, наложе-ние мазков, прокручивание кисти, нанесе-ние рельефа Альбомный лист с нарисованным ка-рандашным рисун-ком, гуашь, ПВА, жёсткая кисть, большая (№10) мягкая кисть
октябрь
4-8 Композиция «Осенние листья» Рисование паль-чиками, тычок жёсткой полусухой кистью, набрызг, наложение мазков, прокручивание кисти, нанесение рельефа Лист бумаги, засушенные листья с деревьев разных пород или шаблоны; оранжевая, красная, жёлтая, белая и зеленая гуашь, соль, гель с блёстками, ПВА, формат А 4 черного цвета
ноябрь
9-11 Построение и создание компози-ции : «На свечу» Разные техники, по выбору детей. Худ. слово, загадки различные изобрази-тельные средства и материалы.
декабрь
12-14 Натюрморт
(бытовой – по выбору детей). Тычок жесткой полусухой кистью, нанесение рельефа,
набрызг, наложение мазков, прокручивание кисти. Дид. игра «Собери натюрморт», худ. слово, загадки, различные изосредства и материалы.
январь-февраль
15-18 Зимняя ночь Использование тычка полусухой кистью, рельефов, наложения мазков, набрызга и др. видов знакомых техник. Худ. слово, загадки, различные изобразительные средства и материалы.
февраль
19-20 Мы рисуем, что хотим Разные Все имеющиеся в наличии
март
21-24 Построение и создание компози-ции : «Игрушки». Любые знако-мые техники, по выбору детей. Загадки, худ. слово, различные изо-средства и мате-риалы.
апрель
25-28 Дадим шар земной детям Рельефы: ис-пользование по-сыпок крупного и мелкого помо-ла. Посыпки разного помола, ПВА, гу-ашь, щетинные кисти, гель с блёстками.
май
29-32 Летний пейзаж Тычок жесткой полусухой кистью, нанесе-ние рельефа,
набрызг, нало-жение мазков, прокручивание кисти, исполь-зование соли, кофе. Посыпки разного помола, ПВА, гу-ашь, гель с блёст-ками, кисти разной фактуры
Глава 3. Конспекты занятий по использованию расколеровки с детьми разных дошкольных возрастов
Расколеровка – это сочетание различных нетрадиционных художественных техник и использование посыпок разного помола в составлении декоративных художественных композиций.
Этапы работы:
1. Ознакомление детей со свойствами гуаши, акварели (эксперименты по смешиванию цветов);
2. Использование с гуашью различных материалов (клей, клейстер, воск, гель, лак для ногтей и другое);
3. Применение нетрадиционных художественных техник и различных посыпок;
4. Оформление готовых работ по степени усложнения: отдельные предметов, несколько предметов, объединенных в одну тему, создание композиций из геометрических фигур.
Последовательность выполнения работы: показ приемов расколеровки, подбор материала, последовательность заполнения отдельных деталей и составление целого.
3.1 Младшая группа
Веселый мухомор
Программное содержание: познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги, закрепить равномерно раскрашивать шляпку гриба, набирать краску на пальчики по мере необходимости.
Оборудование: вырезанные шаблоны мухоморов раз-личной формы, алая, малиновая и белая гуашь, муляжи или ил-люстрации, белочка с корзинкой. Листы формата А4 черного цвета.
В гости приходит белочка с корзиной, в которой муляжи или иллюстрации различных грибов. Белочка загадывает загадку:
Этот гриб красивый, красный,
Но, поверьте – он – опасный.
Дети выбирают отгадку в корзине. Рассматривается гриб, обращается внимание на шляпку. Предложить детям нарисовать мухоморы. Дети рассматривают грибы, вырезанные из бумаги, выбирают цвет красок. Показать, как покрывается вся поверхность шляпки и украшается пятнышками. Затем гриб разрезается на части и наклеивается черный фон.
Солнышко лучистое, почему стало часто прятаться
Программное содержание: продолжать знакомить с не-традиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить равномерному закрашиванию рисунка по всей поверхности, набирать краску на пальчики по мере необходимости. Развивать цветовосприятие, закрепить навыки наклеивания.
Оборудование: лист бумаги с изображением солнца с лучиками, тучки, гуашь желтого, оранжевого, красного, синего и белого цветов, рисунки с изображением солнышка, формат А4 черного цвета.
Предложить детям поиграть с солнышком:
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Показать эскизы с изображением солнышка, выполненные различными техниками и разными изобразительными материалами. Использовать наглядный действенный прием – «Погладь пальчиком лучик». Показать способ закрашивания поверхности.
Физминутка «Солнышко»
Вот как солнышко встаёт,
Выше, выше, выше, Поднять руки вверх. Подтянуться.
К ночи солнышко зайдёт
Ниже, ниже, ниже. Присесть на корточки. Руки опустить на пол.
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеётся.
А под солнышком нам
Весело живётся. Хлопать в ладоши. Улыбаться.
При закрашивании тучи использовать синюю и белую гуашь, наносить точки на поверхность, смешивая краски на бумаге.
3.2 Средняя группа
Я слепил снеговика
Программное содержание: закрепить навыки рисования гуашью, упражнять в комбинировании двух разных техник: ри-сование пальчиками, тычок жесткой полусухой кистью. Развивать чувство композиции.
Оборудование: вырезанные шаблоны снеговиков разных размеров, белая, синяя и фиолетовая гуашь, игрушка Снеговик и иллюстрации, формат А4 черного цвета.
Обратить внимание детей на снег, уточнить, что можно из него слепить. Чтение стихотворения Е. Седовой:
… Из пушистого снежка
Я слеплю снеговика
С длинным-длинным носом,
Назову Морозом.
Сделал я огромный ком
И еще один потом,
Глазки – уголечки,
Беленькие щечки,
А потом морковку
Прикрепил неловко –
Это будет красный нос
Вот и вышел мой Мороз.
В руки дам ему метлу,
Не замерзнет на ветру.
Уточнить какую технику можно использовать для рисо-вания снеговика. Рассмотреть эскизы с разными техниками, по-казать способ получения изображения. Напомнить, что гуашь можно смешивать на поверхности изображаемого предмета. Дети выбирают из двух или трех кругов будет их снеговик, самостоятельно выбирают вид художественной нетрадиционной техники. Побуждать, вносить дополнения (ведро, метла и другое). Заканчивается занятие наклеиванием готовых форм. Дети придумывают имена снеговикам, находят веселых, смешных, неуклюжих снеговиков непохожих на другие.
Попробуй, догони
Программное содержание: познакомить детей с техникой набрызг, закрепить умение выполнять тычок жесткой полусухой кистью; воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках; развивать чувство цвета композиции.
Оборудование: трафареты цыплят, гусят, утят разных размеров по выбору детей, желтая, красная, оранжевая, зеленая гуашь, игрушки утят, цыплят и иллюстрации, формат А4 черного цвета.
Из яичка он явился друг –
Клювик, глазки, легкий желтый пух.
Из последних пыжится силенок,
Угадали? Правильно (цыпленок)
Предложить детям составить композицию, где повстре-чались цыпленок и утенок, или гусенок и цыпленок (импровизации детей). Познакомить с техникой набрызг. Уточнить, как правильно использовать кисть для нанесения тычка при заполнении трафа-рета. Дети рассматривают игрушки, иллюстрации, сравнивают их, отмечают сходства и различия, самостоятельно выбирают трафа-реты для составления композиций. Показать способы нанесения набрызга на поверхность листа зеленой гуашью (имитация зеленой лужайки). Перед выполнением работы проводится физминутка «Птичка»:
Птичка крылышки сложила, Переплести пальцы.
Птичка пёрышки помыла,
Сделать ими «качельку».
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла.
Выпрямить и соединить мизинцы и большие пальцы.
Птичка зёрнышки поела
Соединённые мизинцы стучат по
столу.
Птичка песенку запела,
Разъединить мизинцы.
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела.
Кисти скрестить и помахать ими как крыльями.
Завершающим этапом работы служит составление композиции из отдельных частей.
3.3 Старший возраст
Пояснительная записка
В старшем возрасте дети знакомятся следующими видами нетрадиционных техник рисования: монотипия, наложение толстого слоя красок, прокручивание кисти, вливание красок, торцевание, использование посыпок разного помола.
Темы занятий в старших группах довольно сложные и решаются на протяжении 3-4 занятий. Первое занятие посвящается выбору темы и рисованию отдельного предмета или построению композиции. На последующих занятиях выбирается техника рисования для каждой из частей, начинается работа над отдельными элементами будущей композиции. Последним этапом является завершение работы над композицией.
Летний пейзаж (У Лукоморья дуб зеленый)
Программное содержание: формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными видами нетрадиционных техник (монотипия, набрызг, наложение толстого слоя красок, использование посыпок – кофе, вливание красок и другие); развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.
Оборудование: цвет краски выбирается в зависимости от темы, сезонных изменений в природе, кисти разной фактуры и другие изобразительные средства (колпочек, ватная палочка, пробка).
Данные программные задачи решаются на протяжении обучения использованию расколеровки в составлении художественных композиций детьми дошкольного возраста. В зависимости от темы подбираются тематические физминутки, пальчиковые игры, используется художественное слово. Составление отдельных предметов – более сложное – из мелких и крупных деталей. В работе дети используют копирование, трафареты и шаблоны, знакомятся со специальными художественными терминами: стилизация – отказ от реального цвета, трансформация – изменение формы предмета в необходимую сторону. В совершенстве овладевают техникой – способом, избранным для достижения определенного художественного эффекта. Решают задачи расколеровки в различных жанрах живописи: пейзаж, натюрморт, композиция.
Художественное слово
Тема: «Натюрморт»
ЦВЕТ
Краски память нашу будят,
Краски чувства наши будят,
Если ты не видишь глубже,
Краска просто краской будет.
ЗАДАНИЕ
- Рисование натюрморта лучше начинать с этюдов и на-бросков различных предметов.
- Зарисуйте отдельно фрукты, овощи, посуду, различные предметы. Составляйте из этих предметов разные композиции.
- Придумайте своим натюрмортам названия и красиво оформляйте их, используя нетрадиционные техники рисования и различные материалы.
Слово НАТЮРМОРТ в переводе с французского языка – мёртвая натура
НАТЮРМОРТ
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А ещё, и так бывает,
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовётся - натюрморт!
ЦВЕТЫ
Скромные гвоздики,
Твердые пионы,
Розы- недотроги
Мак и васильки.
Их соцветий разных
Яркие букеты
Из улыбок - счастья,
Радость и мечты.
РОМАШКА
Рыжие макушки,
Белые рубашки.
По лесной опушке
Разбрелись ромашки.
ПИОН
Свернутыми с вечера были все бутоны,
А с утра от тяжести согнуты кусты:
Вспыхнули кудрявые, пышные пионы
Розовые, белые, красные костры.
ТЮЛЬПАН
Солнце улыбается светло,
Дотемна сияет неустанно,
Наливая в чашечку тюльпана
Золотое вешнее тепло.
РОЗА
Веточки с колючками,
Колючки- закорючками.
Бутоны вырезные,
Рубашки расписные.
Листик с листочком
Завязан узелочком.
Узелок непростой,
В нем цветок золотой.
Лопнет этот узелок-
И раскроется цветок.
БУКЕТ
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У неё высокий стебелек,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василек.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой,
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой…
Всех цветов не сосчитать в букете!
ОДУВАНЧИК
Одуванчик серебристый,
Как чудесно создан он:
Круглый- круглый и пушистый,
Солнцем теплым напоён.
На своей высокой ножке
Подымаясь к синеве,
Он растет и на дорожке,
И в лощинке, и в траве.
РОМАШКА
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке.
Такие веселые
Эти ромашки-
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
СИРЕНЬ
Чудным запахом сирени
Напоён чудесный сад.
Гроздья крупные сирени
Много звездочек хранят-
Разноцветных, ярко-белых,
Фиолетовых, резных,
Нежных, свежих и душистых-
Мы покажем мамам их!
ЕЖИ ЕЖОВИЧИ
Целый день
Ежи Ежовичи
Собирают фрукты- овощи.
Сливы, яблоки и груши
На пеньках и кочках сушат.
Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы…
Знают, если есть еда,
Не страшны и холода.
СМЕЛЫЙ КОТ
За окошком гром грохочет,
Дождь идет,
Бегут ручьи…
Кот, свернувшийся в комочек,
Спит спокойно на печи.
ПОВСТРЕЧАЛСЯ КОТ БАРБОСУ
На дорожке носом к носу
Повстречался кот барбосу,
От испуга весь дрожа
Превратился кот в ежа.
В результате этой встречи
До сих пор барбоса лечим.
Тема: «Пейзаж»
ЗАДАНИЕ
Слово пейзаж в переводе с французского языка обозначает – природа.
-Как и натюрморт, рисование пейзажа лучше начинать с простых этюдов.
-Рисуйте всё, что вам кажется интересным и красивым: цветы, травы, листья, поля, реки, озёра, небо и т. п.
-Опираясь на свои этюды, попробуйте нарисовать пейзаж. Создавая пейзажи, используйте различные материалы: гуашь, разных видов посыпки (крупы: мелкого или крупного помола, соль, опилки и др., ПВА и т. п.
ПЕЙЗАЖ
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые берёзки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
НЕЗАБУДКОВОЕ НЕБО
Луг- лужок надел весною
Незабудковый платок.
Сверху - небо голубое,
Как большой - большой цветок,
Говорила незабудка:
-Вроде небу я родня?
Глянешь в небо - и как будто
Цвет такой,
Как у меня.
ЗЕРНЫШКИ НА НЕБЕ
Поджидал Сентябрь Зиму,
Сеял ночью Хлеб озимый.
И кидал он Зерна хлеба
То на землю,То на небо.
Вон - алмазное зерно:
Светит с неба нам оно!
ЯБЛОНЬКА
Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!
ИВА
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива,
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
БЕРЁЗА
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
ОСИНКА
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Надо согреться
Бедной осинке.
ДУБ
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленым.
Значит. Дуб выносливый,
Значит, закаленный.
Глава 5. Пальчиковые игры
Солнышко
Вот как солнышко встаёт,
Выше, выше, выше, Поднять руки вверх. Подтянуться.
К ночи солнышко зайдёт
Ниже, ниже, ниже. Присесть на корточки. Руки опустить на пол.
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеётся.
А под солнышком нам
Весело живётся. Хлопать в ладоши. Улыбаться.
Погода
Холодно. Осень. Пальцы мои дружно ругают холодные дни. Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием.
Пальчик – малыш жалуется:
«Ой-ой-ой! Холод-то какой!» Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец (на обеих руках).
Указательный палец шепчет тихонько:
«Эх-эх-эх! А вдруг пойдёт снег?» Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец.
Средний палец ворчит:
«Ох-ох-ох! От ветра я оглох!» Сгибать и разгибать средний палец.
Безымянный палец кричит:
«Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!» Сгибать и разгибать безымянный палец.
Здоровяк большой палец восклицает:
«Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах!
Ух-ух-ух! Дайте мне кожух!» Сгибать и разгибать большой палец.
Мой домик
Пусть мой домик кос и крив,
Посмотри, как он красив!
Видишь – из окошка выглянула кошка! Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на домик со всех сторон.
Ветер воет: «У-у-у! в клочья домик разорву!» Сильно подуть на «домик».
Но он крепкий, домик мой,
Хоть косой он и кривой! Соединить ладони, покачать ими влево - вправо.
Пусть неделю ветер воет-
Домик мой меня укроет! Поднять «крышу» над головой.
Лодочка
Две ладони я прижму
И по речке поплыву. Соединить ладони лодочкой.
Две ладони, друзья,-
Это лодочка моя. Выполнять волнообразные движения руками.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву. Поднять выпрямленные ладони вверх, над головой.
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там. Выполнять волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн.
Цветки
Наши алые цветки Соединить ладони лодочкой перед собой («молитвенная поза»).
Распускают лепестки, Разводить, начиная с большого, пальцы в стороны. Запястья оставить соединёнными.
Ветерок чуть дышит, Подуть на руки- «цветки».
Лепестки колышет. Подвигать пальцами вперёд-назад.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой («молитвенная поза»).
Головой качают, Покачать ладонями влево – вправо.
Тихо засыпают. Положить голову на сложенные ладони.
Зарядка для пальцев
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в альбомах
Будут снова рисовать. Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулаки.
Божьи коровки
Божьей коровки папа идёт. Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу.
Следом за папой мама идёт. Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу.
За мамой следом детишки идут.
Вслед за ними самые малышки бредут. «Шагать» обеим руками вместе.
Красные юбочки носят они, Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу.
Юбочки с точками чёрненькими. Постучать указательными пальцами по столу.
Папа семью в детский садик ведёт,
После занятий домой заберёт. Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.
Ёжик колкий
Ёжик, ёжик колкий,
Покажи иголки. Пальцы обеих рук сплетены в замок. Движения кистями влево – вправо.
Вот они. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются (кисти сложены в замок).
Ёжик, ёжик колкий,
Спрячь свои иголки. Движения кистями (с выпрямленными пальцами) влево – вправо.
Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.
Тучки
Мы наши пальчики сплели Дети стоя сплетают пальцы.
И вытянули ручки. Вытягивают руки ладонями вперёд,
Ну а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки. Поднимают руки вверх и тянутся как можно выше.
Пальчики уснули
Пальчики уснули,
В кулачки свернулись. Сжать пальцы обеих рук в кулаки.
Один, два, три, четыре, пять
Захотели поиграть. Пошевелить пальцами правой руки.
Разбудили дом соседей, Постучать одним кулачком о другой.
Там проснулись шесть и семь,
Восемь девять десять – Разгибать поочерёдно пальцы левой руки.
Веселятся все. Пошевелить пальцами обеих рук.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся,
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим. Сгибать поочерёдно пальчики
сначала на левой руке, потом –
на правой.
Дождик
Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом! Встать друг за другом «паровозиком»
и похлопывать друг друга по спине.
Дома, дома посидите –
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите –
Бом! Бом! Бом! Постукивание пальчиками.
Почитайте, поиграйте –
Бом! Бом! Бом!
А уйду, тогда гуляйте…
Бом… Бом… Бом… Поколачивание кулачками.
Дождик бегает по крыше –
Бом… Бом… Бом…
По весёлой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
Поглаживание ладошками.
Птичка
Птичка крылышки сложила, Переплести пальцы.
Птичка пёрышки помыла,
Сделать ими «качельку».
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла.
Выпрямить и соединить мизинцы и большие пальцы.
Птичка зёрнышки поела
Соединённые мизинцы стучат по
столу.
Птичка песенку запела,
Разъединить мизинцы.
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела.
Кисти скрестить и помахать ими как крыльями.
Глава 7. Загадки для детей
Явления природы
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три-
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
(Радуга)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
Поглядите, поглядите-
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
(Дождь)
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый-
Кружевной и синий-синий! (Небо)
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет.
(Солнце)
Бежать, бежать-
Не добежать,
Лететь, лететь-
Не долететь.
(Горизонт)
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
(Туча)
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
(Звёзды)
О растениях
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ёлка)
Стоят в поле сестрички-
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки)
Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
Из пшеницы и овса
Смотрят синие глаза.
(Васильки)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит.
(Колокольчик)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик)
Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
На окне цветок колючий
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше-
Очень больно колется.
(Кактус)
О посуде
Закипит- исходит паром,
И свистит, и пышет жаром.
Крышка брыкает, стучит.
Эй! Сними меня!- кричит.
(Чайник)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.
(Самовар)
Как начнет говорить- разговаривать,
Надо чай
Поскорей заваривать.
(Чайник)
Из горячего колодца
Через нос водица льется
(Чайник)
Сама не ем, а сама кормлю.
(Ложка)
Утка в море- хвост на заборе.
(Ковш)
Новая посуда, а вся в дырках.
(Решето)
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,-
Угощение внутри.
(Сахарница)
Каткий словарь специальных художественных терминов
Гуашь - водная краска, обладающая большими кроющимися возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют, и нужен определенный опыт, чтобы предвидеть сте-пень изменения их тона и цвета.
Декоративный вид - то, что красиво, привлекательно и служит для украшения.
Картина - живописное произведение самостоятельное по назначению.
Кисти - основной инструмент нанесения красящих веществ на холст, бумагу и другую основу в живописи и графике.
Композиция - способ, которым художник сочетает изображаемые объекты. На неё влияют также выбор цветов, угла зрения и размеры холста.
Колорит - особенность цветового и тонального строя про-изведения.
Копирование - процесс получения копий рисунка или чертежа; может производиться различными способами: приклеиванием, калькированием, передавливанием, перерисовкой на просвет, перерисовкой по сетке.
Мазок - след кисти с краской, оставляемой на основе (холсте, картоне).
Мольберт - подставка, обычно деревянная, на которую ху-дожник во время работы помещает картину, рисунок.
Натюрморт – картина, изображающая группу предметов, обычно расставленных специальным образом.
Набросок - быстрый рисунок. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут и быть и подготовительные наброски для картины.
Наложение красок толстым слоем – особая техника, соз-дающая специальный художественный эффект.
Отмывка - 1) акварельная техника с использованием жидкой краски или туши; 2) прием осветления краски или ее удаление с бумаги при помощи кисточки, смоченной в чистой воде, и с бор отмоченной краски промокательной бумагой.
Палитра - 1) доска, чаще всего деревянная, на которой художник раскладывает и смешивает краски; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины.
Пейзаж - вид изображения какой-либо местности.
Расколеровка – сочетание различных видов нетрадицион-ных техник и использование посыпок разного помола в составлении декоративно – художественной композиции.
Разбавители - для акварельных и гуашевых красок единственный разбавитель - вода.
Рисунок - какое-либо изображение, выполняемое с помощью графических средств - контурные линии, штриховка, пятна.
Стилизация – отказ от реального цвета.
Трансформация – изменение формы предмета в необходимую сторону.
Тема - это набор сведений и фактов об изучаемом предмете или явлении, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах и видах
деятельности.
Техника – способ, избранный для достижения определённого художественного эффекта.
Фон - в натуре и произведении - любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе,; задний план изображения.
Формат - форма плоскости, на которой выполняется изображение (прямоугольная, овальная, круглая).
Художественные средства - все изобразительные средства и художественные приемы, которые использует ху-дожник для выражения содержания произведения.
Используемая литература
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.
Москва: ТЦ Сфера, 2005.
Трофимова М. В. Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, Академия Ко, Академия Холдинг, 2001.
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в детском саду. Москва. Издательство АйРИС. Дидактика, 2005.
Соболева А. В. Загадки, смекалки. Издательство ГНОМ и Д. Москва 2000.
Содержание
Стр.
Предисловие…. 3
Глава 1. Описание нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте ….
5
Глава 2. Планирование занятий по использованию расколеровки в разных возрастных группах…
8
2.1 Планирование занятий в младшей группе…. 9
2.2 Планирование занятий в средней группе… 14
2.3 Планирование занятий в старшей группе…. 20
2.4 Планирование занятий в подготовительной группе…. 24
Глава 3. Конспекты занятий по использованию расколеровки с детьми разных дошкольных возрастов….
28
3.1 младшая группа…. 29
3.2 средняя группа…. 31
3.3 старший возраст…. 34
Глава 4. Художественное слово… 36
Глава 5. Пальчиковые игры…. 44
Глава 6. Схемы по использованию расколеровки в составлении художественных композиций детьми дошкольного возраста….
49
Глава 7. Загадки для детей… 53
Краткий словарь специальных художественных терминов….
Используемая литература….
56
59
Приложения ….