Кондратова Татьяна
Использование психогимнастики в поддержании психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Психогимнастика — это вид групповой терапии, основанный на невербальном общении (пантомиме, мимике) и двигательной экспрессии. Комплекс групповых упражнений направлен на коррекцию психоэмоционального развития и развитие эмоционально-личностных качеств.
Главная цель психогимнастики – дать представление о способах выражения чувств (с помощью жестов, поз, мимики, слов, и научиться управлять своими эмоциями.
Публикация «Использование психогимнастики в поддержании психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
Использование психогимнастики в старшем дошкольном возрасте является важным инструментом для поддержания и укрепления психологического здоровья детей. Этот метод помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, улучшает его коммуникативные навыки и способствует укреплению психологического благополучия. Кроме того, психогимнастика может быть использована для коррекции поведения детей, таких как гиперактивность или тревога. В целом, использование этого метода помогает поддерживать психологическое здоровье детей на должном уровне.
Во время проведения игр и игровых упражнений по психогимнастике с детьми старшего дошкольного возраста, важно учитывать ряд некоторых принципов:
• Относиться к детям и к их потребностям уважительно и доброжелательно;
• Каждого ребёнка нужно принимать таким, какой он есть;
• Занятия следует проводить в игровой, занимательной форме для того чтобы детям было интересно;
• Развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
• Давать возможность детям свободно исследовать и выражать своё «Я»
Мне хотелось бы представить вашему вниманию картотеку игр, этюдов и упражнений по психогимнастике.
Упражнение «Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
Ход: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Упражнение «Запретное движение»
Цель: преодоление двигательного автоматизма, развитие наблюдательности и самоконтроля.
Ход: Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они выполняют руками движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Упражнение «Драка»
Цель: расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.
Ход: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Упражнение «Смена ритмов»
Цель: помощь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снятие излишнего мышечного напряжения.
Ход: Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
Этюд «Воздушные шарики»
Цель: снятие напряжения.
Ход: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Этюд «Штанга 1»
Цель: расслабление мышц спины.
Ход: Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».
Этюд «Тише!»
Цель: развитие волевой саморегуляции.
Ход: Двое мышат должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на цыпочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише»! Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок». Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приложен к сжатым губам, брови «идут вверх».
Этюд «Кротость»
Цель: выражение удовольствия, радости.
Ход: Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прищуривает глаза от удовольствия, мурлычет трется головой об его руки.
Этюд «Удивление»
Цель: выражение удивления.
Ход: Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл ее, а когда открыл, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула. собака.
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки подняты.
Игра «Волшебный стул»
Цель: повышение самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.
Ход: В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Игра «Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Ход: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Игра «Волшебный цветок».
Цель: учить выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим детям в группе.
Ход: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию, они выбирают, кто каким будет цветком. Далее под музыку показывают, как цветок распускается (дети медленно поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном»). Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает, что любит, с кем хочет дружить и так далее.
Игра «Передача чувств».
Цель: учить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход: Ребенку дается задание: передать по «цепочке» определенное чувство с помощи мимики, жестов, прикосновений. Чувство называет воспитатель на ухо первому ребенку, детям произносить слова не разрешается. Затем дети обсуждают, какое чувство они передали, что они чувствовали при этом.
Игра «Поделись своим теплом».
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка, доброжелательности, взаимопомощи.
Ход: Предложить детям найти свое сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Теплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.
Игра «Мыльные пузыри».
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Ход: Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол.
Данной разработкой я пользовалась в своей педагогической практике.
Использовала картотеку как на занятиях, так и в свободной деятельности. Так же применяла в качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия либо ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной).
Выполняя данные упражнения, дети, учились воссоздавать действия и поступки вымышленных героев, овладевали двигательным компонентом соответствующих психических состояний (внимание, сосредоточенность, расслабленность, гнев и т. п.). У них развивалось внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика, формировалась способность к психомышечному саморасслаблению.
Психогимнастика может и должна выступать и как самостоятельный, самодостаточный вид деятельности. Лучше всего подгруппами, а с детьми, у которых вялые эмоции — индивидуально. Ее можно планировать и «по факту», по ситуации. Например, если в группе появились случаи агрессии к растениям (рвут траву, насекомым (ловят).
Способность ребёнка радоваться свободе своих движений создаёт у него уверенность в себе, повышает эмоциональное, физическое благополучие и, далее, гармоничное психическое развитие.
Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Психогимнастика – это полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда ребёнок умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих.
Самое главное в психогимнастике – это чуткое, внимательное отношение к ребенку. Нужно оставить место для самовыражения. Игры на развитие эмоционального интеллекта – это не сухие задачи и работа на результат. Каждая игра – маленькая жизнь.
Желаю, чтобы психогимнастика стала вашим добрым помощником в благородном педагогическом труде!