Алеся Осина
Использование проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Работая над проблемой повышения качества образования, совместно с педагогами, внедряю в практику продуктивные педагогические технологии: здоровьесберегающие, исследовательскую деятельность, игровые технологии, метод моделирования, ТРИЗ, интегрированное обучение и проектную деятельность, на которой я бы хотела остановиться подробнее.
Темочки:
Чем же он так меня заинтересовал?
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определённой целью, по определённому плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов :
1. По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Задачи проектной деятельности следующие:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
В каждом возрасте существует своя специфика задач.
Основные этапы любой проектно-исследовательской работы следующие :
1. Определение темы
2. Определение целей
3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:
- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;
- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.
4. Выполнение проекта - практическая часть.
5. Подведение итогов.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым не даст должного эффекта. Педагог дожжен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
Так как в силу психофизиологических особенностей, ребенок дошкольного возраста неспособен долго концентрировать внимание на одном объекте, то есть долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, необходимо, чтобы первые исследовательские проекты были ограничены по времени.
Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включить экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием. Однако еще сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять. Поскольку для ребенка старшего дошкольного возраста становится важным результат его деятельности, этап защиты проекта пропускать ни в коем случае нельзя. Без защиты проект не может быть завершенным. Защита как финальный этап проектно-исследовательской деятельности является главным этапом обучения. Данный этап позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умения работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения.
Защита проекта должна осуществляться публично. При этом следует привлекать авторов других проектов и просто зрителей - детей, педагогов, родителей. В процессе защиты своего проекта дошкольник учится излагать материал, свои мысли, сталкивается с другими взглядами на рассматриваемую проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Таким образом, метод проектов является весьма эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку он позволяет ребенку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данный метод способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, что приводит к более легкой адаптации ребенка к меняющимся условиям обучения.
Вот такие варианты проектов были сделаны в нашей группе:«Покормите птиц зимой»; «Зелёная семейка», «Мир профессий», «Театральная весна», «Мой город», «Весёлая математика», «Водоемы и их обитатели», «Россия – родина моя», «76 лет со дня Победы».
Но подробнее мне хотелось бы остановиться на долгосрочном проекте (подготовительная к школе группы, который я реализовала в рамках муниципального проекта «Ранняя профориетационная работа в ДОУ», реализуемого в нашем детском саду. Называется проект «Все работы хороши».
Актуальность проекта
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Профориентация дошкольников – это новое и мало изученное направление в дошкольном воспитании. Сложность работы заключается в том, что у дошкольников эта тема не вызывает волнующего интереса. А так же проблема заключается в том, что в ходе беседы с детьми на тему «Кем работают твои родители?» выяснилось, что не все дети знают место работы родителей, название специальности, трудовые обязанности. Поэтому и возникла идея создания данного проекта.
Участниками проекта стали воспитанники подготовительной к школе группы «Ягодка», родители.
Цель проекта : формирование ранней профориентации детей 6 – 7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи проекта :
Задачи для детей:
продолжать знакомство детей с трудом взрослых; расширять знания детей о профессиях своих родных, значимости их труда в семье и обществе; воспитывать чувство уважения к труду взрослых; помочь детям осознать важность, необходимость каждой профессии.
Задачи для родителей:
повысить мотивацию родителей воспитанников процессе ознакомления с профессиями.
Задачи для педагогов:
организовать в образовательном пространстве группы предметно – игровую среду
Вид проекта : информационно – творческий.
Продукт проекта : фотовыставка «Профессия моих родителей».
Методы и приемы :
• наблюдения,
• работа с научно — познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями,
• экскурсии на место работы родителей,
• встречи с родителями-представителями профессий,
• просмотр иллюстраций, презентаций,
• чтение познавательной художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
-у участников проекта сформировано представление о востребованных в обществе профессиях.
-дети мотивированы на самостоятельное знакомство с профессиями района, и их общественной значимостью.
-вовлечение родителей в воспитание и жизнь группы.
Вид проекта : информационно – творческий.
Продукт проекта : фотовыставка «Кем работают мои родители».
Этапы работы
Подготовительный этап:
Подбор литературы. Разработка и создание консультаций. Создание презентаций. Оформление предметно-пространственной среды.
Практический этап:
Просмотр презентаций: «Все профессии - важны!», «Дело мастера боится», «Многообразие профессии» и мультфильмов из серии «Профессии».
Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».
Серия бесед:
«Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Какие профессии нужны нашему городу».
Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы.
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
Экскурсии: на почту, в библиотеку, парикмахерскую, обувную мастерскую, магазин, поликлинику, спортивную школу, завод, фитнесс – центр, в гончарную мастерскую, завод СОМ, банк и др.
Встречи с интересными людьми: инспектор ГИБДД, врач – стоматолог, врач – терапевт, сотрудник санитарно-эпидемиологической службы, строитель, мастер по сборке мебели и др.
Участие воспитанников в районной встрече «Я бы в медики пошёл…»
Заключительный этап:
Подведение итогов
Оформление фотовыставки «Кем работают мои родители».
Результаты проекта :
1. Разработана педагогическая система вовлечения всех участников образовательного процесса в процесс социализации детей;
2. Собран и систематизирован материал по теме проекта;
3. У детей сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых;
4Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий;
5. Дети знают место работы своих родителей, название специальности, трудовые обязанности;
6. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей;
7. Насыщена предметно-пространственная среда группы.
Выводы.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживает при этом элементарное сотрудничество. Дети имели возможность активно действовать, получая более точные и полные представления о труде взрослых, и начинали им подражать. Самое яркое событие для детей приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях. Кроме экскурсий и встреч с «интересными людьми» проводились беседы с детьми о разных видах профессий. Большое внимание уделялось профессиям родителей. Большой интерес у детей вызвал просмотр познавательных мультфильмов из серии «Профессии», дети узнавали профессии своих родителей. Все это имело решающее значение для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствовало сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Проведенная работа позволила подвести детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарность, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Дети не только открыли для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и по-новому смотрят на своих родителей, осознают их в новой социальной роли человека – труженика. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равноправными партнёрами.
Прогнозирование.
Мы пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, стимулирует его познавательную активность. Систематическое использование метода проектов в работе с детьми повышает интерес к созданию чего-то интересного, необычного, нового. В дальнейшей своей работе планирую разработку и внедрение проекта «Чудеса с обычной грядки».