Валентина Сагдакова
Использование приемов рефлексии как средство достижения метапредметных результатов образования младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая основа разработки
ФГОС НОО нацеливает педагога на достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, среди которых важное место занимает освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Публикация «Использование приемов рефлексии как средство достижения метапредметных результатов образования младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Цели данной разработки — показать приемы организации рефлексивной деятельности как одного из способов достижения метапредметного результата образования младших школьников.
Теоретическую основу данной разработки составляют научные идеи и понятия:
- метапредмедметности (А. Асмолов, Ю. Громыко, В. Краевский, О. ЕЛебедев, А. Хуторской);
- рефлексивной деятельности (Л. Выготский В. Давыдов, А. Леонтьев).
Рефлексия
Цель рефлексивной деятельности - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т. п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.
Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта, то рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе относят:
- диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
- проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
- организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
- коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
- смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
- мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
- коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия
Необходимое оборудование
– компьютер, проектор для демонстрации презентации.
Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!
(Пьер Гренгор)
Использование приемов рефлексивной деятельности как средство достижения метапредметных результатов образования младших школьников
Обращение к участникам практикума:
Покажите, пожалуйста, свое настроение соответствующей карточкой (карточки с изображением лица веселого и грустного – смайлики).
Тема занятия – практикума – «Использование приемов рефлексивной деятельности как средство достижения метапредметных результатов образования младших школьников».
План практикума:
I. Исходная самодиагностика
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, второй столбик «Знаю» по данной теме и отложите.
Понятие Знаю Хочу узнать Узнал
Рефлексия
Метапредметные результаты
образования
II. Мотивация и целеполагание
В одной притче говорится, что в школе проходил необычный урок на тему «Семь чудес света». Задание заключалось в том, чтобы каждый ученик написал семь чудес света на свой взгляд.
Когда учитель собирал тетради, он заметил, что одна девочка еще не закончила. Учитель спросил, не нужна ли ей помощь.
Ученица ответила:
– Да. Я долго сомневалась, что написать. На свете так много чудес.
Тогда учитель предложил зачитать, что она написала. Девочка некоторое время колебалась, но решилась прочитать.
– Для меня семь чудес света это:
• Видеть
• Слышать
• Двигаться
• Думать
• Чувствовать
• Смеяться
• Любить
В классе воцарилась тишина.
В наших руках сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. А успешным ученик является тогда, когда достигает результатов образования.
Все мы знаем, что внедрение Федеральных государственных стандартов сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. Системно–деятельностный подход, который заложен в качестве методологической основы стандарта, позволяет воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям современного информационного общества, а также формировать способы деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни.
На сегодняшний день Федеральные государственные стандарты предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки к самостоятельной организации учебной деятельности младших школьников, к решению задач и проблем. К результатам освоения образовательной программы НОО стандарт предъявляет требования, выраженные на личностном, предметном и метапредметном уровнях. Как известно, под метапредметными результатами понимается освоение учащимися познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Многие отечественные ученые, такие как А. Г. Асмолов, Ю. В. Громыко, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др., посвятили свои исследования изучению метапредметного подхода в обучении.
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метоспособами, т. е. уровнем развития личности.
С учетом идей метапредметного обучения нельзя не отметить важность этапа рефлексии, где каждый ученик дает оценку своей деятельности: что я знаю, чего не знаю, что делаю, для чего? и др.
Итак, а что же такое рефлексия?
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов, выработку собственного отношения к изучаемому материалу.
Цель практикума: показать приемы организации рефлексивной деятельности как одного из способов достижения метапредметного результата образования младших школьников.
И вновь работаем с таблицей. Предлагаю заполнить третий столбик «Хочу узнать» нашей таблицы.
Понятие Знаю Хочу узнать Узнал
Рефлексия
Метапредметные результаты
образования
III. Характеристика инновационного опыта
Исходя из структуры метапредметности (метапонятия; метаумения; ценности и смыслы, мы выделяем следующие виды:
• рефлексия содержания учебного материала
• рефлексия деятельности
• рефлексия ценностно – смыслового отношения
Данные виды рефлексии использую как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.
При выборе того или иного вида рефлексии учитываю тип и цель урока, содержание учебного материала, приемы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Рефлексия содержания учебного материала
Направлена на осознание учащимися метапонятий, установление
внутрипредметныех и внутрикурсовых связей, т. е. используется, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.
Приемы рефлексии содержания учебного материала:
• прием «незаконченное предложение»
Например, произведение С. В. Михалкова «Мой щенок» (учебник «Литературное чтение» 2 часть, 2 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий).
Мне (не) понравился щенок, так как он:
Любопытный, озорной, проказник, хулиган, шалун, добрый, злой.
В следующем приеме отрабатывается понятие «синквейн» и «алгоритм».
• приём «написание синквейна» (с французского – пять строк) – это пятистрочная строфа стихотворения, которая требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Пишется по определё нным правилам:
первая строка – одно слово – существительное. Это тема синквейна;
вторая строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
третья – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;
четвёртая строка – это фраза (афоризм, цитата, пословица, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме (может быть целое предложение);
последняя строка – синоним, который позволяет выразить личное отношение к теме.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Пример написания синквейна учащимися на уроке литературного чтения в 1 классе: (учебник «Литературное чтение» 2 часть, 1 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий) по произведению К. Чуковского «Федотка».
Федотка
Бедный, несчастный
Плачет, капризничает, хнычет
«Федотка-сиротка»
Капризулька.
• прием «знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. Данный прием мы уже используем на нашем занятии.
Знаю Хочу знать Узнал
При изучении темы учащиеся заполняют первый столбик таблицы. После обсуждения полученных результатов для устранения пробелов в собственных знаниях заполняют второй столбик. После изучения темы соотносят полученные знания с теми, что были у них в начале урока, и заполняют третий столбик.
• прием «толстые и тонкие вопросы» использую в рефлексии как демонстрация понимания содержания учебного материала. «Толстые и тонкие вопросы» так же могут быть оформлены в виде таблицы.
Отвечать на «тонкие вопросы» формирует умение определять основную и второстепенную информацию, свободно ориентироваться и воспринимать тексты. При ответах на «толстые вопросы» развивается способность анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи. Это и есть познавательные учебные действия.
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кто? Что?
Когда? Может?
Будет? Могли?
Как звать?
Было ли?
Согласны ли вы?
Верно ли? Дайте три объяснения: почему?
Объясните: почему?
Почему вы думаете?
Почему вы считаете?
В чем различие?
Предположите: что будет, если?
Что, если?
Такие таблицы так же могут стать основой для исследований и дискуссий.
Таким образом, рефлексивно проявленное содержание, это когда:
• «знаю, что» (информация о содержании своего знания и незнания);
• «знаю, как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
• «знаю, зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
• «знаю, я…» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
Сейчас предлагаю практическую работу – написать синквейн по произведение С. В. Михалкова «Бараны» (раздаю тексты стихотворения). Работаем в паре. Презентуем свои работы, сравниваем, получилось интересно.
Еще отработаем один прием рефлексии содержания учебного материала – это прием «толстые и тонкие вопросы» по произведению В. Осеевой «Плохо» (раздаю тексты произведений и памятки). Презентуем свои работы. Спасибо.
В своей работе вы использовали прием рефлексии содержания учебного материала – «написание синквейна» и «толстые и тонкие вопросы».
Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Что я делал? С какой целью? Для чего? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? А какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т. е. умеющие осознавать свою деятельность.
Принцип метапредметности состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю. Громыко). Прежде всего, по мнению А. Г. Асмолова, метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Предлагаю некоторые приёмы, которые использую в работе для реализации данного вида рефлексии :
• «волшебные линеечки»;
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г. А. Цукерманом («волшебные линеечки», я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках. В первом классе оценивание проводились сначала по одному критерию, потом по двум, а затем по трем. Критерии оценивания могут быть различными:
К – красиво
А – аккуратно
П – правильно
Б – быстро
И – интересно
Т – трудно
С – старался
О – оформление
Х – хочу научиться этому
Д – дружно работали
Г – группой работать лучше
После проверки корректирую оценку ученика красным цветом.
Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках является то, что все ребята стараются дать объективную оценку своим письменным работам.
• «лестница успеха», где учащимся предлагаю оценить свою работу в виде ступенек, ведущих к успеху
- нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
- средняя ступенька - у меня были проблемы;
- верхняя ступенька - мне всё удалось;
• прием «заполни анкету», которую даю в конце урока. Эта анкета позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Следующий прием соответствует формированию регулятивных УУД, а именно оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения:
• интерактивный приём рефлексии «ПОПС – формула».
Ценность этого приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы не было предложено начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…»
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому, что …»
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу доказать на примере …»
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …
П - позиция Я считаю, что …
О – объяснение (или обоснование) Потому, что …
П - пример Я могу доказать на примере …
С – следствие (или суждение) Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …
«рефлексивные вопросы», которые ученик задает сам себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, чему научились и как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей в начале урока, свою активность, эффективность работы (деятельности). Ребята «цепочкой» высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске :
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
15. Мне захотелось…
Сейчас я предлагаю вам «цепочкой» высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, а можно и свое что-то добавить по проведению и содержанию данного практикума.
Рефлексия ценностно – смыслового отношения
Рефлексивные действия ценностно – смыслового отношения направлены на создание условий для формирования собственного отношения к изучаемым фактам и явлениям, т. е. личностного смысла. Смыслы возникают в ходе взаимодействия школьника с миром. Обретенные ценности и смыслы проявляются в метапредметных результатах.
Данный вид рефлексии целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта и в конце деятельности.
К приёмам рефлексии ценностно – смыслового отношения относятся:
• карточки с изображением лица веселого, нейтрального и грустного (смайлики);
• детям предлагаю представить себя лучиками солнца. В конце урока даю задание – разместить лучики на солнце согласно своему настроению;
• «радостный зайчик» - все хорошо, «грустный зайчик» - плоховато (можно использовать картинку любого животного);
• карточки с изображением «солнышка» (мне все удалось, «солнышка и тучки» (мне не все удалось) и «тучки» (у меня ничего не получилось);
• «дерево успеха»;
• «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка;
• карточки с цветовыми изображениями – «цветограммы» : «Корзинка настроений», «Светофор», «Поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы и др.
• или «Закройте глаза и подумайте, каким по цвету был для вас сегодняшний урок». Каждому настроению соответствует определенный цвет:
1. красный – радостное, веселое;
2. оранжевый – бодрое, восхищенное;
3. желтый – светлое, доброжелательное;
4. зеленый – спокойное, тихое;
5. синий – равнодушное, безразличное;
6. серый – печальное, грустное
Если нужно закончить урок на более высоком эмоциональном уровне (содержание урока позволяет, то использую в своей работе и эмоционально-художественную (или эмоционально-музыкальную) рефлексию :
• предлагаю две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым.
• (можно предложит фрагменты из двух музыкальных произведений. Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают ту картину (или музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению).
Следует отметить, что в первом классе, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. А уже со второго класса учащиеся более объективно стали оценивать свою работу.
Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей использую упражнения :
• представь что ты (камень, одуванчик, воздушный шар). Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения;
• изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т. д. ;
• изобрази радость, горе, обиду;
• «сказочное дерево» - это еще один вариант рефлексии деятельности на уроке: плод, цветок и листочек.
Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь
Цветочек – было трудно, но я понял
На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается.
( Вариантов много: «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки).
Эти приемы целесообразнее использовать в 1-2 классах, т. к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
• прием «выбор афоризма или пословицы»
Использую на уроках систематизации и обобщения знаний для формирования отношения ученика к изученному материалу. Известно, что никакая предлагаемая ученику информация не переносится вовнутрь в неизменном виде. Задача учителя помочь ученику сформировать свое отношение через верно подобранные пословицы.
Для включения учащихся в урок предлагаю 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы, учащиеся выбирают высказывание. Можно вновь и вновь возвращаться к этим афоризмам и пословицам на других темах. Это делает обучение более осмысленным. Пример на экране.
Например, (учебник «Литературное чтение» 2 часть, 2 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий).
Тема: С. Я. Маршак «Кот и лодыри».
Соотнеси смысл пословиц с содержанием стихотворения:
Учись смолоду – пригодится в старости.
У лодыря что ни день, то лень.
Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
Мудрым никто не родился, а научился.
• прием «плюс – минус – интересно». Этот прием можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Этот приём используется в 3-4 классах. Для письменного выполнения предлагается таблица. При заполнении данной таблицы ученик производит рассуждения, побуждающие смыслообразование и нравственно-этическое оценивание (т. е. личностные УУД).
Плюс Минус Интересно
записывается все, что понравилось на уроке – информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «Плюс» и «Интересно», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
И сейчас вновь работаем с таблицей-фиксацией знаний, заполните, пожалуйста, четвёртый столбик «Узнал» по данной теме.
Понятие Знаю Хочу узнать Узнал
Рефлексия
Метапредметные результаты
образования
Может, есть желающие озвучить заполненную таблицу.
Таким образом, применение приемов рефлексии ценностно – смыслового отношения, содержания учебного материала и деятельности в начальной школе учит не только умению давать оценку своей деятельности, но и вносить разнообразие в урок, учит детей принимать решения, анализировать и актуализировать имеющиеся знания и умения, критически оценивать сделанное, развивать их мышление. Кроме того идё т подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Использованная литература
1. Головкина Е. В. Подведение итогов уроков. Рефлексия. // https://ezhva licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ] ; под ред. А. Г. Асмолова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 152 с. : ил. – ISBN 978-5-09-030976-9/
3. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 3 ч. Ч. 1/Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М., 2011.
5. Статья «Оценка без отметки» под ред. Г. А Цукерман: https://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
6. Хуторской А. В. Анализ, самоанализ и рефлексия урока https://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm