Марина Арзамасова
Использование певческих навыков в музыкально-театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комментарии к слайдам презентации «Использование певческих навыков в музыкально-театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Слайд 1 Тема.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Давно мы не встречались вот так, все вместе. А сегодня появилась такая возможность: пообщаться, поделиться опытом, обменяться мнением по теме, которая предложена для рассмотрения на сетевом сообществе музыкальных руководителей. Её вы видите на экране.
Темочки:
Сегодня у нас собралась разноуровневая команда: из опытных музыкальных руководителей и молодых педагогов. Поэтому для одних из вас тема нашей сегодняшней встречи будет понятна и знакома, как говорится, повторением «пройденного» («прописных истин», а для других – новой и интересной.
Мы всем желаем приятного и полезного сотрудничества.
Слайд 2 Учимся, играя.
Введение ребенка в атмосферу искусства, а именно искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.
Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, действовать, петь. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. В процессе песенного творчества у детей развиваются музыкально-творческие способности. Они приобретают необходимые знания, умения, навыки для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления в песенном творчестве. Все это наталкивает на мысль углубленно заниматься пением.
Слайд 3 Понятия и определения.
Не случайно наша сегодняшняя встреча посвящена пению, песенным навыкам и их использованию в музыкально-театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Но прежде давайте определим, что же мы вкладываем в эти понятия. Может кто-то мне поможет? Певческие навыки – это… (некоторое время ждет ответа от коллег, затем продолжает).
В своей музыкальной деятельности мы руководствуемся следующими определениями.
В след за педагогом-музыкантом и детским композиторм Е. Н. Тиличеевой, считаем, что «Певческие навыки – это наиболее доступный способ музицирования»
Также в своей работе мы придерживаемся точки зрения кандидата педагогических наук Маханевой М. Д., что «музыкально – театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, которая тесно связана с музыкальным и творческим развитием детей».
Музыкальная театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребёнка творческих способностей, а процесс театрализованной деятельности, по утверждению многих учёных и музыкальных педагогов, неразрывно связан с музыкальным развитием детей, в частности с песенным творчеством. Вот поэтому, развивая певческие навыки, мы обращаемся к музыкально-театрализованной деятельности.
Объединяя театрализованную и музыкальную деятельность, мы работаем над развитием личности ребёнка в целом, с учётом его творческого и интеллектуального потенциала.
На что хотелось бы акцентировать ваше внимание, что при формировании певческих навыков эффективным средством выступает именно музыкально – театрализованная деятельность. В этом вы сегодня уже могли убедиться, в ходе просмотра ООД в младшей группе.
Слайд 4 – Составляющие понятий…
А сейчас предлагаю поговорить о том, что же входит в понятие «певческие навыки». Эти компоненты представлены на нашем экране.
- правильное дыхание;
- правильное звукообразование;
- хорошая дикция;
- чистота интонирования;
- ансамбль - стройное, согласованное пение.
Именно при формировании этих компонентов певческих навыков, дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в музыкально-театрализованной деятельности.
Сейчас предлагаю коротко рассмотреть каждую из озвученных категорий.
1. Важную роль в этом процессе, на наш взгляд, играет дыхание.
Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых занятий приучаю детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох.
Для работы над дыханием использую такие упражнения, как «Надуй шарик», «Вдохни аромат цветка» (на полянке оказались).
Думаю каждый из вас также использует такие упражнения в своей музыкальной деятельности.
2. Особое внимание уделяю звукообразованию.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Учу детей петь протяжно, естественным, светлым звуком.
Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком и вы, наверное, с этой проблемой тоже сталкиваетесь, Для ее решения мы используем выразительное пропевание долгих звуков.
Например: в упражнении «Барабан» (в сказке Зайка играет на барабане).
3. Большое место в работе с детьми младшего возраста отвожу дикции. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных в умеренных по темпу песнях. Для работы над диуцией нами широко применяется артикуляционная гимнастика.
Например: Артикуляционная игра «Язычок»
Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Объясняю значение отдельных, непонятных слов, учу правильному произношению.
В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука.
Сначала предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражание. Стимулирование звукоподражаний является одной из предпосылок развития у детей певческих интонаций.
Затем поем прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Пой со мной» и другие). Уверена, что вы тоже используете эти упражнения.
Также для налаживания чистоты интонации в пении, используются систематические повторения выученных песен с сопровождением и a cappella.
5. В младшем возрасте детям трудно петь в ансамбле и наша задача состоит в том, чтобы научить малышей петь слаженно.
Во время пения дети часто опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Также дети, например, припевают лишь последние слова фраз.
Наши малыши осваивают пение в ансамбле, «играя с песенкой». Ансамбль достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнёт петь педагог, и вы это сегодня увидели, а уже в конце года дети научаются начинать песню после музыкального вступления.
Проверить качество исполнения коллективного пения можно, предложив детям спеть две песни (с инструментальным сопровождением) различного характера — спокойного, напевного и легкого, подвижного; этим выясняется качество звучания.
Мы убеждены, что певческие навыки развиваются, исходя из содержания песен, использования музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.
Опыт нашей работы убедительно показывает, что использование певческих навыков в музыкально-театрализованной деятельности младших дошкольников способствует развитию у них слуха, чувства ритма, раскрывает их творческие способности.
Слайд 5 «Цель и задачи»
Мы стремимся воспитывать у наших детей певческую культуру, приобщать их к музыке. И если хотим добиться успеха на этом пути, его надо начинать с постановки цели. (Её вы видите на экране).
Для достижения цели нами были поставлены задачи, которые мы успешно решаем в ходе музыкальной деятельности. Эти задачи также представлены на экране.
Цель: сформировать у детей младшего дошкольного возраста певческие навыки средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать формированию певческих навыков :
-петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
правильно передавать мелодию в диапазоне ре (ми) – ля (си) первой октавы, петь с помощью педагога, с музыкальным сопровождением и без него, в одном темпе со всеми;
-внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно пропевать все звуки в словах, передавать характер песни (весело, ласково, напевно);
2. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
-развивать стремление активно проявлять свои индивидуальные способности в музыкально – театрализованной деятельности.
Эти задачи решаются нами на основе определённого песенного репертуара, применения соответствующих методов и приёмов обучения, различных форм организации музыкально-театрализованной деятельности детей.
Необходимо отметить, что в рамках музыкально - театрализованной деятельности мы используем уже выученный материал, имея некоторый «багаж» певческих навыков, используя предложенный сюжет – «превращаемся в героев сказок», поём их голосами, показываем повадки животных и др. Таким образом, даём возможность детям самим выбрать, в «кого они хотят превратиться», проявить свои песенные навыки и творчество для создания образа.
Вот так мы ненавязчиво, игровыми методами учим детей владеть своим природным даром - голосом и прививаем любовь к музыкально - театрализованной деятельности.
Можно много еще говорить об использовании певческих навыков в музыкально-театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Мы уверены, что каждый из вас занимается этим в своей музыкальной деятельности. Ведь процесс театрализованной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием детей, и в частности с песенным творчеством. А музыкальная театрализация оказывает большое влияние на развитие у детей образного мышления и творческих способностей.
Предлагаю вам перейти к практической части нашей встречи, где мы вам предлагаем материал, для создания собственного театра для работы с детьми:
- Фрагмент видеофильма «Использование мимических кукол
в музыкально-театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста» и
- Мастер-класс «Изготовление мимических кукол для развития певческих навыков в музыкально-театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Слайд 6 - Спасибо за внимание!