Тимофеева Татьяна Владимировна
Использование песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: проблема эмоционального развития в дошкольном возрасте признана актуальной психологами и педагогами. Многие авторы подчеркивают важность развития способности к пониманию эмоционального состояния другого и управление своими эмоциями. В наше время под воздействием ряда факторов у детей наблюдается нарушение эмоциональной сферы. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей у ребенка, а также простой и действенный метод научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Публикация «Использование песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ключевые слова: песочная терапия, песок, эмоции, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дети, дошкольники, дошкольный возраст.
На современном этапе развития образования особо актуальным является использование нетрадиционных подходов в работе с детьми. Сегодня в арсенале дошкольных образовательных организаций существует огромное количество форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста, позволяющих влиять на их гармоничное развитие личности. К одному из таких методов можно отнести песочную терапию, которая представляет собой один из видов арт-терапии.
Песочная терапия является современной методикой «терапии песком», которая обеспечивает развитие положительных эмоций у дошкольников, стимулирует ребенка к развитию познавательных навыков, выступает в качестве развивающего средства.
Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. На положительном эмоциональном фоне дети легче и эффективнее усваивают образовательную программу, вырабатывают новые умения и навыки. Расстройства эмоциональной сферы детей дошкольников не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения.
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей, им свойственны: эмоциональная неустойчивость, эмоциональная возбудимость, частая смена настроения, чувство страха, тревожность, истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, двигательное беспокойство, трудности приспособления к детскому коллективу. Дошкольники затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, о своих переживаниях, тревогах и страхах, зачастую им сложно понять, описать свое эмоциональное состояние и чувства других людей. В связи с этим дети могут испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. К тому же, в дошкольном возрасте еще не сформирована способность управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение.
Песочную терапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми. Ведь посредством песочной терапии можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи. Перенос занятий в песочницу дает больший воспитательный и развивающий эффект.
При психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья, данная техника арт-терапии позволяет решать разнообразные психолого-педагогические проблемы: умение адекватно выражать различные состояния, чувства, эмоции; снижает уровень внутренней тревожности, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; закрепляет новые позитивные формы поведения, развивает способность усваивать последовательность необходимых действий; позволяет видеть рабочее пространство, развивая зрительную память; расширяет словарный запас; развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; концентрации внимания; способствует координации движений; снимают мышечную напряжённость.
Работа с песком может применяться в рамках коррекционно-развивающей деятельности для развития познавательных процессов ребёнка (памяти, мышления, внимания, совершенствования мелкой моторики и тактильной чувствительности. А если учесть, что песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.
Песочная терапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста имеет ряд преимуществ, песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях. Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Строя картинки из песка, придумывая разные истории, педагог-психолог в наиболее органичной форме передает ребенку знания и жизненный опыт, рассказывает о событиях и законах окружающего мира. Играя с песком, дети получают опыт создания своего маленького мира.
Для песочной терапии используется множество разнообразных фигурок - животные, люди, растения, здания и мосты, транспорт, кубики, реальные и сказочные персонажи, красивые и ужасные, из естественных материалов и созданные человеком - все, что может пригодиться для сотворения своего мира.
Фигурки для создания композиции, ребенок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию в целом, расставлять элементы в определенном порядке, предпочитать конкретные местоположения для каждой из них.
Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им дошкольники учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, эмоции, дети чувствуют себя защищённым, в комфортной для них среде, развивается связная речь, пополняется словарь эмоций. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии, - СПб, «Речь», 2008.
2. Данилина Т. Л., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2014.
3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. : Аркти, 2013.
4. Никитина Т. О. Афанасьева М. А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ, 2013, №9.
5. Постоева Л. Д. ,.Лукина Г. А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 4-6 лет», «Книголюб», 2010.