Романова Елена
Использование песочной терапии с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы с улыбкой вспоминаем, как все детство играли в песочнице. Возиться в песочнице, ощущать шероховатую текстуру песчинок, рисовать пальцами на песке нравится и детям, и взрослым! Но оказывается, это не только интересная игра, но еще и эффективная психотерапевтическая практика для развития, обучения и решения множества психологических проблем!
Песочная терапия- это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:
• песочная анимация на специальных столах с подсветкой;
Публикация «Использование песочной терапии с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
• проективные игры в песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект;
• сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком;
• создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;
• лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка.
Идея проективного метода принадлежит швейцарскому психиатру и педагогу Карлу Густаву Юнгу, который был убежден в том, что образы и ассоциации позволяют глубоко заглянуть внутрь себя. Особое внимание ученый уделял ведущей роли символов и бессознательных реакций в жизни человека, и именно эту теорию он положил в основу песочной терапии.
Игра с песком дает возможность расслабиться и снять защиту с психики, дав волю подсознанию, которое поможет человеку понять, что его волнует на самом деле.
В работе с детьми используется кинетический песок, сухой кварцевый и цветной песок для аппликаций. В работе используем световые столы, юнгианские песочницы и вместительные контейнера.
Начинаем знакомить с методом песочной терапии еще в период адаптации детей младшего возраста во время проведения дидактических игр и в минутки релаксации.
Детей средней группы во время непосредственно- образовательной деятельности по экспериментированию. Начиная со старшего дошкольного возраста применяем этот метод во всех видах непосредственно образовательной деятельности. Непосредственно-образовательная деятельность с применением песка становится более насыщенной
и увлекательной, что позволяет наладить и взаимоотношения между сверстниками, создать эффект погружения в изучаемую тему и закрепить полученные знания.
В песке мы прячем различные предметы, проводим игры на развитие сенсорной чувствительности (отпечатки наших рук, скользим ладошками, и др.).
В дидактических играх рисуем буквы и цифры, знакомимся с географическими названиями и т. д. Очень много игр и различных упражнений можно использовать в песочнице.
В образовательной деятельности можно освоить: навыки чтения и письма, изучаем форму, цвет, величину. Проигрывать и показывать сказки в песке, с различными сказочными героями. Рисовать сказки на песочном столе с помощью пальцев, тыльной стороной ладони, двумя руками, кулаками, а также использовать различные трафареты, трубочки. Погружаться в загадочный мир.
При работе с песком мы развиваем:
-общую координацию движений рук;
-взаимодействие правой и левой руки;
-совершенствуется мелкая моторика;
-развивается образное мышление;
-самостоятельность;
-коммуникативные навыки;
-снимается мышечная напряженность и зажатость;
-происходит выравнивание настроение.
У песочной терапии несколько основных полезных функций:
диагностическая (игру в песочнице можно выстроить таким образом, чтобы маленькие игроки, их родители или взрослые получали ответы на свои вопросы, лучше понимали свой внутренний мир и причину существующих страхов);
коррекционная (придумать игру с песком можно так, чтобы процесс повлиял на поведение игрока и стал причиной позитивных перемен в его мышлении);
психотерапевтическая (песочница – это еще и способ справиться с трудностями, избавиться от страхов, фобий и тревог, но с такими проблемами лучше обратиться к профессиональному психологу/психотерапевту, чтобы ребенок или взрослый играл под его надзором и руководством);
развивающая (используя песок, можно научить маленьких пациентов считать, писать, читать, сортировать предметы по свойствам и признакам, ведь в игре эти навыки отлично запоминаются, а взаимодействие с песком является вспомогательным, поскольку развивает моторные функции, внимание, фантазию, мышление и речь – словом, все психологические навыки, участвующие в обучении, воспитании и развитии);
освобождающая (играя с песком, малыш или взрослый легче выражает свои чувства и желания, избавляется от внутренних психологических зажимов и барьеров и выпускает «на свободу» свои негативные эмоции).