Марина Соболева
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художе-ственной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, по-лучая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить не-забываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребен-ка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний созда-вать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои зна-ния и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобра-зительная деятельность - одна из самых интересных для дошкольников : она глубоко волнует ребен-ка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произве-дения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Про-блемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсор-ную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответству-ющих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осу-ществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчи-ками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной дея-тельности детей.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положе-нием (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафаре-ты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техни-ка «монотипия».
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открыто-сти, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоци-онально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способ-ствует развитию у ребё нка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания, усидчивости и мышления;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоцио-нальной отзывчивости;
- кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивиду-альность, неповторимость; веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.