Инна Шлык
Использование нетрадиционных техник ДОД «Фантазёры»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей содержаться истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Публикация «Использование нетрадиционных техник ДОД „Фантазёры“» размещена в разделах
Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазёры» естественнонаучной направленности, направление – работа с природными и другими материалами. При работе учащихся с природным материалом, природа для ребят становится источником глубокого эстетического наслаждения, воспитывает в них чувство сопричастности с предками – умельцами, так как именно из природы черпали вдохновение народные мастера прошлого. Умение увидеть в природном материале будущий образ развивает не только фантазию и восприятие, но также учит наблюдать и развивает в детях чувство сопричастности ко всему сущему и живому на Земле. Ребята познают красоту труда, участвуя в создании эстетически выразительных произведений, получают удовлетворение от его результатов.
В процессе занятий с природными материалами, педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
Новизна программы. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом. Кроме того программа показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Актуальность программы. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Данная программа предусматривает работу с учащимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, дом кусочек живой природы.
Природа – замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов – это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи – не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу творчества. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения детей к занятию декоративно-прикладным творчеством.
Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.
Педагогическая целесообразность. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система социальных навыков и умений.
Региональный компонент дополнительной общеразвивающей программы заключается во внедрении в образовательную программу тематики родного края – создавать зарисовки, поделки, картины родного региона, отмечать его красоту и особенности; вводить в образовательный процесс знакомство с творчеством известных местных художников, мастеров изучение их творчества. Так же предусмотрено ознакомление обучающихся с частными образцами народного промысла, сохранившихся у жителей станицы.
1.2. Цель ДОД:
создание условий для раскрытия творческих способностей у учащихся, формирование естественнонаучного отношения к миру.
Задачи ДОД:
обучающие:
• познакомить с основными видами работы с природными материалами;
• сформировать знания, умения и навыки, необходимые для работы с природным материалом;
• обучить детей основным правилам и приёмам работы с различными материалами и инструментами;
• научить основным приёмам работы с природным материалом.
развивающие:
• способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;
• развивать художественно-творческие способности детей, эстетическое, художественное восприятие окружающей действительности, эмоционально - чувственное отношение к природе;
• развивать мелкую моторику пальцев, память и глазомер;
• развивать мышление, воображение, память;
воспитательные:
• содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно–нравственных качеств;
• воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
• воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, чувство коллективизма, аккуратность, экономность.
1.3. Принципы проведения ДОД:
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Отличительная особенность - доступность используемых материалов; одновременное развитие мелкой моторики, речи, пространственного мышления, математических представлений; возможность выполнения работы в несколько этапов; уникальность итогового результата; возможность изменить замысел в процессе работы; возможность исправлять и корректировать свои работы; возможность передать свой собственный образный поэтический мир; воспитание трудолюбия; возможность сотворчества ребенка и педагога; формирование сенсорного восприятия окружающего мира, возможность чередовать одни темы в различных видах изобразительной деятельности; развитие художественного вкуса.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности для развития познавательных способностей учащихся. Они закрепляют умения по осуществлению операций соединения деталей с помощью пластилина, клея, палочек-штырьков. Вырабатываются способы передачи характерных черт фактуры и формы природных материалов, пропорции частей тела человека и животного. Трудовая деятельность предполагает подбор природного материала. Работа с природным материалом – это очень интересное и приятное занятие. Заготовки нужного материала расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно всматриваться в природные формы, развивают наблюдательность. Выполняя такую работу важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они могут выполнить задуманное, а затем учить работать с природным материалом. Стоит пофантазировать, и умелые руки превратят обычные каштаны, желуди, орехи и другие природные материалы в знакомых сказочных героев, персонажей мультфильмов, зверюшек, создадут целые сюжетные композиции. Картинами «без кисти и красок» называют работы из засушенных цветов, листьев, лепестков, мха, лишайников, коры, пуха, соломки и других материалов, которые дарит нам природа. Дети должны усвоить некоторые правила сбора природного материала: собирать можно все, что лежит на земле, в траве, на песке (желуди, каштаны, шишки, ракушки, камушки, листья и многое другое); нельзя отламывать здоровые ветки от кустов и деревьев - их надо удалять лишь в ленных местах (в зарослях, с целью прореживания); кору можно снимать только со спиленных деревьев, с бревен; нельзя вредить растениям. Специальную обработку и подготовку различных материалов нужно выполнять при помощи взрослых или под их руководством. Делать различные отверстия, удалять лишние части, надо сразу же после сбора, так как пересохший материал трудно поддается обработке.
1.4. Характеристика воспитанников, особенности их развития по художественно-эстетическому развитию.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка.
Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. В части программы, формируемой участниками образовательных отношений:
умеет выполнять следующие приемы работы шпатлевкой и природным материалом
размазывание;
составление композиций
действует по образцу воспитателя;
действует по словесному указанию воспитателя;
ориентируется на плоскостной поверхности;
не выходит за контур;
размазывает шпатлевку по всей поверхности, как будто закрашивая его;
пользуется специальной стекой;
создает выразительные образы посредством полу объёма и цвета;
анализирует свойства используемых в работе материалов.
1.5. Планируемые результаты ДОД.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
будут знать:
• инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона;
• правила техники безопасности при работе с ножницами, шпатлевкой, канцелярским ножом, щетками;
• правила поведения в природе и в обществе;
• способы заготовки, обработки, сушки и хранения природных материалов;
• название и назначение инструментов и приспособлений, правила пользования ими;
• значение слов «шаблон», «аппликация», «лекало», «мозаика», «панно», «орнамент» и др. ;
• правила работы с опилками и другими сыпучими материалами;
• что такое композиция, сюжет, эскиз;
• способы объемного засушивания растений и их сохранения;
• приемы составления зимних букетов;
. последовательность выполнения изделий из природного материала;
• дополнительные материалы, используемые при изготовлении поделок из природного материала;
будут уметь:
• выполнять операции, необходимые для обработки бумаги, картона;
• правильно заготавливать, обрабатывать и хранить различные виды природных материалов;
• соблюдать правила поведения на природе и в обществе;
• бережно относиться к природе;
• пользоваться инструментами и приспособлениями, соблюдая правила по технике безопасности;
• уметь пользоваться лекалами и шаблонами;
• выполнять аппликации на шпатлевке из листьев, семян и косточек растений;
• делать миниатюры из природного материала (шишки, желуди, каштаны, орехи, веточки и т. д.)
объемно засушивать растения;
• составлять зимние букеты из сухоцветов;
• правильно составлять композиции из природного материала;
• выполнять аппликации из ткани и др. ;
• выполнять мозаику из опилок и других сыпучих материалов.
II. Содержательный раздел
2.1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях:
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
К концу года дети должны:
• планировать порядок рабочих операций;
• постоянно контролировать свою работу;
• пользоваться простейшими инструментами;
• знать виды и свойства природного материала;
• знать основные виды работ с природным материалом;
• знать основные приемы работы с природным материалом;
• владеть приемами изготовления несложных поделок;
• расширят кругозор в области биологии, изобразительного искусства;
• уметь самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок;
• уметь последовательно вести работу;
• уметь подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок;
• владеть приемами обработки природного материала;
• знать основные понятия композиции;
• уметь составлять композиции из природного материала;
владеть технологией изготовления поделок из природного материала.
2.2. Календарно-тематическое планирование.
2.3Перспективное планирование на 2017-2018 уч. год.
Тема 1. Ведение в программу. 08.09.
Тема 2. Заготовка природного материала 15.09
Тема 3 Легенды и придания о природе. 22.09
Тема 4. Забавные фантазии из овощей и фруктов. 29.09
Тема 5. Приёмы изготовления поделок 06.10
Тема 6. Сюжет композиции. 13.10
Тема 7. Разноцветные поделки из природного материала. 20.10
Тема 8. Технология изготовления поделок из осенних листьев, каштанов, шишек, желудей. 27.10
Тема 9. Аппликация из листьев и цветов. 03.11
Тема 10. Поделки и игрушки из засушенных растений, листьев и семян – крылаток. 10.11.
Тема 11. Технологии работы с засушенным материалом. Методы подготовки фона для картин. 17.11
Тема 12. Пейзаж из листьев «Мой родной город» .24.11
Тема 13. Панно «Чудеса из леса».01.12
Тема 14. Картина «Зимняя ваза с цветами».08.12
Тема 15. История флористики. Особенности флористики. 15.12
Тема 16. Творческая мастерская «Подарки своими руками» 22.12
Тема 17. Знакомство с техникой «Терра». 12.01
Тема 18. Технология работы с опилками и других сыпучими материалами. 19.01
Тема 19. Отпечатки листьев. Картины. Работа с ракушками, песком. Создание композиции. 26.01
Тема 20. «Зимний букет».02.02
Тема 21. Цветочный коллаж на светлом фоне. 09.02
Тема 22. Аппликация из ткани и природного материала. «Подарок папе».16.02
Тема 23. Картина «Подарок маме».02.03
Тема 24. «Мимоза». 16.03
Тема25. «Весенние украшения» .23.03
Тема 26. «Чудеса из семян».30.03
Тема 27. Объемная аппликация из скорлупы орехов и косточек растений. 06.04
Тема 28. «В гостях у весны».13.04.
Тема 29. Картина «Птицы».20.04
Тема30. Итоговое панно «Бабочки».27.04
Тема 31. Организация и проведение выставок. 04.05
Тема 32. Игра – путешествие «Мир природы» 11.05
Тема 33. Викторина «Знатоки природы» 18.05
III. Организационный раздел
3.1. Организация режима ДОД
работа проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц по 25-30 минут
3.2. Расписание ДОД
3.3. Список воспитанников
3. 4. Предметно-развивающая среда
Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно – эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие воспитанника.
Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции и направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, иметь характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (не только развивающая, но и развивающаяся система). Окружающий предметный мир необходимо пополнять, обновлять в соответствии с возрастными возможностями воспитанника.
Среда обеспечивает:
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации (группы, участка);
наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности; охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;
возможность общения и совместной деятельности воспитанников (в том числе раннего и дошкольного возрастов) и взрослых со всей группой и в малых группах;
двигательную активность воспитанников, а также возможности для уединения;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учёт возрастных особенностей воспитанников, раннего и дошкольного возрастов.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды :
Трансформируемость предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей воспитанников (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержания Программы, реализуемого здесь и сейчас).
Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов воспитанников, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности (центры «Книги», «Театрализованная деятельность», активной деятельности (двигательный центр (физкультурный инвентарь, центр экспериментирования, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых игр) и др.
Вариативность предусматривает возможность выбора воспитанником пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д., а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность воспитанников.
Доступность обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности. (Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.)
Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых, углы должны быть закрыты).
3.5. Литература к программе
Для педагога:
1. Белякова О. В. «Поделки из природных материалов»/Москва «Астрель», 2011г. ;
2. Гульянц Э. К. И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала»/Москва «Просвящение», 1984г. ;
3. Кондратова Л. А. «Забавные поделки»/Москва «Астрель», Гришина «Поделки из природных материалов»/ Москва «ОНИКС», 2010г. ;
4. Маркелова О. Н. «Поделки из природного материала» Волгоград, Издательство «Учитель», 2008г. ;
Для воспитанников и родителей:
1. Амуленко И. А., «Аппликации новые идеи», «Изд-во Мир книги», 2010.
2. Белякова О. В., «Поделки из природных материалов», Москва, 2010.
3. Зайцева А. А, «Модный декупаж», -М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 80 с.
4. Шорыгина Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи, М. Просвещение. 2002.
Электронные сайты
Поделки из природного материала
ped-kopilka.ru/. /podelki-iz-pri. hkolnikov.html
Простоделкино
https://prostodelkino.com/applikacija/86581-sobachki-applikacija-3.htmlChromiumHTML/Shell/Open/Command
Работа с природным материалом
www.maam.ru/. /rabota-s-prirodnym-materialom.html