Татьяна Жукова
Использование нетрадиционных методов коррекционной работы на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика логопедической работы регламентируется целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов различного уровня, в которых обязаны ориентироваться не только руководители, но также и рядовые учителя - логопеды дошкольных учреждений. На сегодняшний момент очень важно знать и уметь пользоваться нормативными документами, регламентирующими деятельность коррекционно-развивающей работы.
Публикация «Использование нетрадиционных методов коррекционной работы на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
Работа учителей – логопедов нашего района строится в системе, по едино выработанным правилам, поэтому в ведении документации мы не испытываем трудностей. Сначала мы изучаем федеральные законы, приказы, положения.
Также к нам поступают региональные документы; некоторые из них показаны на слайде.
В соответствии с этими документами управление образованием Усть-Лабинский район издают свои. Заведующий детского сада на основании муниципальных приказов, писем, положений, составляет и утверждает документы, в соответствии с которыми мы планируем свою коррекционную работу.
Наше дошкольное образовательное учреждение имеет в своем составе 3 компенсирующие группы для детей с ОНР и логопедический пункт для детей с ФН. Всё коррекционно-развивающее обучение в детском саду основано на создании оптимальных условий для коррекции отклонений в речевом развитии.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания учебных программ, результатам и результативности их деятельности. Поэтому на занятиях наряду с традиционной методикой используем нетрадиционные методы коррекционного воздействия такие, как ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, имаготерапия.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Ароматерапия
Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением людей. На слайде вы видите, как влияют разные ароматы на человека.
Но, прежде, чем приступить к ароматерепии, мы выясняем у родителей, нет ли аллергии у ребёнка на какие-либо запахи.
Чтобы проверить действие настойки – необходимо несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.
Эффект от ароматов можно получить:
- вдыхая запахи живых цветов и трав,
- погружаясь в легкий дымок от сжигаемых сухих растений,
- пользуясь ароматом эфирного масла.
Ароматерапию применяем в сочетании с музыкотерапией.
Она рекомендована для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.
Музыкотерапия
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
Рецептивная музыкотерапия существует в двух видах:
- музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в форме
«музыкального сна» с последующей беседой и анализом образов или в форме музыкально-образной медитации;
- музыкосоматотерапия оказывает лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека.
Активная музыкотерапия подразумевает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс Мы используем вокалотерапию и кинезитерапию.
Вокалотерапия – пение – обучение основам правильного дыхания;
Кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика;
А также применяем инструментальную музыкотерапию – игру на музыкальных инструментах.
Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как:
- подавляет нервную систему;
- увеличивает содержание адреналина в крови.
Некоторые рекомендации по использованию музыки :
она не должна быть слишком громкой или слишком тихой, недлинной и интересной детям.
Возбуждающие мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона реабилитации:
- снятие фактора тревожности;
- растормаживание речевой функции;
- развитие чувства ритма, темпа, времени;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- нормализация просодической стороны речи.
В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается
- в музыкальном оформлении игр;
- музыкальной релаксации.
Музыкальная ритмика используется при лечении :
- тиков;
- заикания;
- нарушение координации;
- расторможенности;
- моторных стереотипов;
- дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выхода);
- брадилалии и тахилалии.
Хромотерапия
Хромотерапия - терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
- вегетативной нервной системы;
- эндокринных желез.
На занятиях используем скатерти разного цвета, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка
Имаготерапия - театрализация психотерапевтического процесса. В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Используем имаготерапию при :
- нарушениях поведения;
- страхах;
- нарушении коммуникативной сферы.
Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей. Это и натолкнуло нас на мысль создать цикл логопедических сказок, которые оказывают существенную помощь в работе с нашими подопечными – детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии.
Сказки можно использовать достаточно широко : логопедам – на этапе автоматизации и дифференциации звуков; родителям – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия.
При составлении сказок мы используем следующие принципы :
• каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков;
• чтение сказок, беседу по их содержанию и выполнение заданий целесообразно сопровождать пальчиковым театром (куклы можно вырезать из плотной бумаги, сшить, вылепить из пластилина, причем лучше, если дети изготовят их сами).
Работая с куклой, звуки речи должны направляться к зрителям, необходимо позаботиться о четкой дикции, о достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следить за тем, чтобы её движения соответствовали содержанию произносимых реплик, их интонации. Голос и речь должны соответствовать внутренней характеристике персонажа.
В работе можно выделить два уровня сложности:
1-ый вариант:
Ребенок действует куклой. Действуя куклой, идентифицируя себя с ней, он реализует разные способы поведения. Никаких слов он не заучивает. Каждый ребенок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддержать инициативу детей высказать что – либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию.
2-й вариант:
Ребенок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнерами.
Драматизируя сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способам воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене.
Здесь помогут дидактические игры, например: «Посмотри и повтори», «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Кому весело, кому грустно» и т. д. Пока одни дети выполняют задание, логопед вместе с остальными детьми может внимательно следить за игрой каждого маленького актера, отмечая при этом индивидуальное своеобразие передачи образа, исполнения роли.
• Сказки должны быть небольшими по объёму и простыми по содержанию, чтобы ребенок не испытывал затруднений в понимании их содержания и пересказе;
• Читая сказку, предложите детям определенным образом (хлопок, поднятие карточки) обозначить названный звук, это способствует развитию дифференциации звуков на слух, а также умения проводить звуковой анализ и синтез слов.
Чаще всего нетрадиционные методы коррекции мы используем на логоритмике и на фронтальных логопедических занятий.
Дети с нетерпением ждут очередного логопедического занятия, которое вызывает у них познавательный интерес, и на котором они приобретают новые знания, умения и навыки. Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей.
Анализ эффективности развития речи детей при использовании нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе дает положительную динамику.
По итогам обследования можно отметить, что у дошкольников лучше развиты речевые и творческие способности, улучшено психоэмоциональное состояние детей, повышен уровень учебной мотивации.
Опыты коррекционной работы нашего дошкольного учреждения по теме «Использование нетрадиционных методов коррекционной
работы на логопедических занятиях» обобщены на районных методических объединениях учителей-логопедов и представлены для распространения в других дошкольных учреждениях.
Надеемся, что опыт работы нашего дошкольного учреждения будет востребован и применён вами, уважаемые коллеги, на практике.