Людмила Колесник
Использование нетрадиционных атрибутов в различных видах музыкальной деятельности (на основе орф-педагогики)
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных атрибутов в различных видах музыкальной деятельности (на основе орф-педагогики
Описание презентации по отдельным слайдам
Слайд № 1.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского юношеского творчества» Всеволожского района.
Дошкольное отделение № 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ АТРИБУТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ОСНОВЕ ОРФ-ПЕДАГОГИКИ)
Публикация «Использование нетрадиционных атрибутов в различных видах музыкальной деятельности (на основе орф-педагогики)» размещена в разделах
Составила музыкальный руководитель первой квалификационной категории Колесник Людмила Васильевна.
Слайд № 2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: Развитие у детей познавательной активности и любознательности путем использования нестандартных атрибутов в музыкально-игровой деятельности
Задачи:
развивающие: - способствовать развитию у детей ранней социализации
- стимулировать творческий потенциал дошкольников
- развивать тонкость и чуткость сенсорного восприятия, ритмического и тембрового слуха, изобретательность в звукотворчестве;
- развивать ассоциативное мышление и воображение.
образовательные:
- учить фантазировать, импровизировать;
- расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания;
- познакомить со способами соединения игры на импровизированных инструментах, ритмических движений и пения художественным образом.
воспитательные: - формировать умение работать в коллективе, играя на импровизированных инструментах;
- воспитывать стремление к творческому применению предметов окружающей среды;
-воспитывать умение внимательно слушать себя, музыку, свою игру и товарищей.
Слайд № 3.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Необычность, привлекательность и нетрадиционность применения предметов в различных видах деятельности.
- Причины актуальности заявленной темы обусловлены тем, что в работе музыкального руководителя не всегда в арсенале есть различные предметы и атрибуты, которые будут интересны детям и которые помогают развивать познавательную активность и любознательность детей. Представленные мною атрибуты с большим интересом востребованы детьми различного возраста, при этом изготовить их не составляет большого труда и не требует больших материальных затрат.
Использование атрибутов способствует развитию у детей ранней социализации, стимулирует творческий потенциал дошкольников, развивает тонкость и чуткость сенсорного восприятия, изобретательность, развивает ассоциативное мышление и воображение, учит детей фантазировать, импровизировать
Целостное представление об образе детям проще передавать разными выразительными средствами: звуком, используя звучащие материалы (шуршание бумаги, скрип воздушного шарика, ореховые скорлупки и т. д., двигательными импровизациями с помощью различных предметов (ленты, платки, дождь из фольги, воздушные шары, свечи и др.)
Использовать различные атрибуты можно в любом виде деятельности, они развивают творчество, как двигательное, так и словесное, позволяют импровизировать в рамках заданной ситуации, обладают вариативностью. Главное – они вносят радость и удовольствие в музыкальное занятие.
Слайд № 4.
ПРОБЛЕМА
Недостаточное использование на музыкальных занятиях музицирования, импровизации в различных видах деятельности.
Одной из проблем в современном музыкального развития является недостаточное внимание в использовании на музыкальных занятиях такого вида деятельности, как музицирование
В процессе музицирования ребенок при помощи музыки, движения и слова учится находить способы гармонизации своего внутреннего мира, где творческая деятельность нацелена в первую очередь на создание успеха, приобретению опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Подлинный источник этой радости находится не в наслаждении музыкой как таковой, а в получении удовольствия
- от возможности собственных творческих проявлений в том совместном музыкальном действе,
- от спонтанности своего поведения, которое там возникало естественно,
- от радости движения под музыку.
В основе ожидания успеха – стремление ребенка получить одобрение и педагог всегда находит возможность поощрить и похвалить детей.
И если ребенку что-то не удается, придет на помощь наш главный секрет ситуации успеха – когда главная оценка дается не действиям ребенка, а предмету-посреднику.
Слайд № 5.
ОРФ-ПЕДАГОГИКА
Основанная австрийским композитором и педагогом Карлом Орфом, орф-педагогика строится на интеграции движения, пения и игры и музицированию на различных инструментах.
В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.
Цель Орфовской педагогики: поддержка и развитие потребности детей самовыражения через звук, проживания музыки через движение.
Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах, но и раскрыть внутренний потенциал.
Достоинства Орф-педагогики
• Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
•В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
• Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
• Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
• Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
• Развитие слуха, восприятия;
• Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.
ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Движение и танец.
Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец — это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественныый
Ритм.
Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.
Пение.
Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос.
Речь.
В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма.
Звучащие жесты (body percussion).
Это техника ритмической игры звуками собственного тела. Хлопки, щелчки, шлепки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Театр.
История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т. д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.
Какие инструменты используются на Орф-занятии?
Звуковые и шумовые:
- барабаны и ударные инструменты (джембе, маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
- ксилофоны, глокеншпили (колокольчики, блок-флейта;
- звучащие жесты (body percussion) - это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы;
Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.
Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки).
Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.
Металлические банки разных размеров.
Стеклянные бутылки и фужеры.
Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.
Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.).
И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!
В данном примерном перечне речь идет не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их с ними проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Игра.
Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, не учитель организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.
Импровизация.
Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.
Слайд № 6 ЭЛАСТИЧНАЯ РЕЗИНКА
Stretchy Band, Elastablast — разработка Кимберли Дай, американской балерины и танцовщицы, специалиста по фитнесу, проложившей свой путь в двигательной терапии.
(Stretchy Band, Elastablast) — разработка Кимберли Дай, американской балерины и танцовщицы, специалиста по фитнесу, проложившей свой путь в двигательной терапии.
Ее изобретение эластичной резинки и программы работы с ней, способствует развитию у детей ранней социализации: благодаря непреодолимому желанию коснуться мягкой поверхности, увидеть яркие цвета, ощутить сопротивление упругого материала, дети преодолевают свое изначальное нежелание быть в группе.
Представленный мною блок музыкальных игр с резинкой – это опыт американских музыкальных терапевтов и педагогов Российского Орф-сообщества.
В моей практике используется только идея Elastablast, реквизит является его самодельным подобием.
Это длинная, десятиметровая матерчатая резинка, сшитая из отрезков ткани разной фактуры и расцветки. Это позволяет ребенку выбрать себе понравившийся сектор для игры, а педагогу координировать детей в своем выборе в соответствии с задачами той или иной игры. Благодаря разной текстуре ткани, дети развивают свои тактильные ощущения, что важно, так как это одна из ведущих форм взаимодействия ребенка раннего возраста с о
Игры с резинкой.
Младший и средний возраст: «Ножками затопали», «Раздувайся, пузырь!», «Ай, да тесто!»
Старший возраст: «Акула», «Один-много»
Слайд № 7 ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ
Ни для кого ни секрет, что воздушные шарики – это всегда радость, атрибут веселья для детей. И почему бы не использовать воздушные шарики в качестве барабанов, в качестве мягких мячиков, да и просто в качестве летательного аппарата?
Различные виды деятельности на музыкальном занятии можно украсить этим праздничным, веселым атрибутом : при слушании музыки – издавая с его помощью различные звуки (скребемся как мышки пальчиками – имитируя прием пиццикато, барабаним определенный ритмический рисунок, помогая себе самодельными барабанными палочками из-под суши, в музыкально-ритмической деятельности – в играх, и конечно же, при музицировании на различных инструментах.
Слайд № 8 КИНДЕР-СЮРПРИЗЫ НА РЕЗИНОЧКАХ
Как раньше говорилось, в орф-педагогике применяются различные материалы из окружающей среды, в том числе и формочки из-под Киндер-сюрприза. Внутри самодельного шумового инструмента находится различная крупа, зернышки, горох или фасоль – вся эта начинка создает различные шумовые звуки. Формочка фиксируется на клей и к ней крепится мягкая резиночка для волос.
Такие самодельные маракасики я использую в основном на группах младшего и среднего возраста. Дети одевают на пальчики и играют.
Слайд № 9 ИСКУССТВЕННЫЕ СВЕЧИ
Использую в работе с детьми в темное время суток, в основном зимой. Свечи создают особую завораживающую атмосферу. Взяв свечу в руку можно придумать свой индивидуальный танец, можно собраться в концентрические кружки и увидеть, как красиво двигаются свечи навстречу друг другу, можно ходить змейкой, освещая себе путь на волшебной тропинке. И, главное, - можно использовать их в разных видах деятельности.
Слайд № 10 БУМАЖНЫЙ ОРКЕСТР
Развивает сенсорное восприятие, фантазию, умение слушать музыку. Один из самых легких по исполнению.
Слайд № 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, отсутствие каких-либо атрибутов не есть проблема в нашей работе!
Ведь нам на помощь могут прийти нестандартные решения – любые придуманные или находящиеся под рукой предметы помогут нам в развитии креативности детей, в сотрудничестве с другими детьми, кооперации, удержании постоянного игрового настроя на занятиях, а главное – получении удовольствия от своей творческой деятельности на занятиях
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!