Анна Чильдинова
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.
Введение.
Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности. Дети, имеющие нарушения зрения, не воспринимают окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. Для детей с нарушениями зрения характерно недоразвитие познавательных интересов. Как показывают данные исследований В. Г. Петровой, у детей с нарушениями зрения на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при нарушении зрения оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятия. Главным недостатком восприятия является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально видящими детьми. Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, тест и т. п.). Замедленность восприятия усугубляться еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что дети часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается также узость объема восприятия. Дети с нарушениями зрения выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Для детей с нарушениями зрения характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении детского сада свою группу, спортивный зал и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным зрением начинают различать цвета.
Публикация «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из – за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Таким образом, в системе коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения, важное место занимает работа по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики пальцев рук.
Нетрадиционная техника рисования "цветной солью".
Цель: развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения средством нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
закреплять представления об окружающем мире;
развивать мелкую моторику рук;
развивать оптико-моторную координацию;
развивать цветовой гнозис;
Инструкция по окраске соли:
1. Приготовьте емкости с крышечками по числу цветов, в которые вы планируете окрасить соль.
2. Наполните емкости солью примерно на три четверти и намочите соль небольшим количеством воды.
3. Разведите в отдельной емкости акварельную краску и добавьте жидкость в соль. Хорошо перемещайте соль ложкой или палочкой, добиваясь равномерного окрашивания.
4. Смешанную с красителем соль оставьте примерно на 40 минут.
5. Окрашенную соль необходимо высыпать на бумажные листы и разложить тонким слоем для высыхания. Сушим окрашенную соль-сутки.
6. Готовую цветную соль разложите по емкостям, теперь она готова для использования в творческой деятельности.
Прежде чем приступить к рисованию "цветной солью", на картон кисточкой, смоченной в клее ПВА, наносится рисунок. Затем каждый предмет на рисунке посыпается солью по цвету. Также в работе можно использовать картинки с контурным изображением предмета, предварительно необходимо нанести на рисунок клей ПВА, а потом «раскрасить» его цветной солью.
Список литературы:
Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. –М. : Издательство «Экзамен», 2006.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М. : Издательство «Экзамен», 2005.
Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л. А. Дружинина и др. ; науч. Ред. Л. А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.