Ирина Сеськина
Использование нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Публикация «Использование нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Художественное образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Творческая деятельность поможет маленькому человечку в процессе познания окружающего мира. К творчеству способен каждый из детей и поскольку правильно построенная художественно- изобразительная деятельность приближается к игре, ребенку предоставляет возможность широкого выбора форм для самовыражения.
В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы, и моя задача как преподавателя помочь детям увидеть прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Искусство удивительной способностью всесторонне воздействуете на человека – на его ум, сердце, чувства и мысли.
Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей. провёл кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; он выразителен – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавателен – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивен – рисуешь и обязательно что-то получается. Детям нравится быстро достигать результата, и к тому же это очень увлекательно и интересно. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности.
На сегодняшний день имеется масса техник и приемов для обучения детей младшего дошкольного возраста изобразительному искусству, как традиционные, так и нетрадиционные техники.
К традиционным техникам мы относим : кисти, карандаши, краски, фломастеры, мелки и т. д. Для того чтобы ребенок рисовал с охотой и желанием, а также совершенствовался в своем творчестве взрослый должен оказывать помощь ребенку, очень непросто рисовать кистью на бумаге, изображая при этом ризничные сюжеты, даже простая линия или волнистая линия в младшем дошкольном возрасте непростая задача. Использование стандартных приемов обучения не позволяют детям раскрыть весь свой творческий потенциал.
Рисование в нетрадиционной технике способствует развитию у ребенка:
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия
• пространственной ориентировке на листе бумаге
• глазомера и зрительного восприятия
• творческого восприятия
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• формированию навыков контроля и самоконтроля.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний детей и представлению о предметах, их использовании, свойствах, так, например, при использовании техники рисование по мятой бумаги дети знакомятся казалось бы с обычной бумагой, дети ее мнут затем расправляют затем акварелью наносят рисунок, знакомятся с тем, что от большого количества воды бумага может стать тонкой, или, например, что если кисточкой долго красить одно и тоже место бумага может порваться и получится дырка, учатся тому, что рисовать нужно легкими мазками и использовать для рисунков яркие и сочные цвета.
Дети знакомятся с тем, что рисовать можно, например, мыльной пеной, или подкрашенной пеной для бритья, или наносить клеем нужный рисунок посыпать солью и подкрашивать соль и т. д. Ребята пробуют рисовать предметы или животных руками ладошкой, пальчиками, ребром ладони или кулачком. Пробуют получать изображение с помощью подручных средств или природных материалов, например, листьев, трубочек, ниток и т. д. Знакомятся с тем, что рисовать можно не только на бумаге, но и на ткани, на стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой.
Занятия с использованием техник нетрадиционного рисования развивают пространственно-образное мышление, а также дошкольникам представляется возможность к экспериментированию, например, смешивание красок с мыльной пеной, или наносить соль на клей ПВА, наносить акварель на соль или рис и т. д.
Рисуя, например, пальчиками или ладошками дети изучают свойства красок, какая она: густая или жидкая, а мот быть твердая. Знакомятся с новыми цветами и оттенками, они видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.
Все новое и необычное всегда привлекает внимание детей, удивляет их, вызывает восторг. Развивается познавательный интерес, они задают вопросы воспитателю или друг другу, общаются таким образом происходит активизация словаря, а также обогащение.
В своей работе я решила апробировать серию занятий с использованием нетрадиционных техник, и выяснить эффективность их использования. Дети были поделены на 2 группы. Первая подгруппа использовала только традиционные способы (кисти, краски, фломастеры и т. д.).
Вторая подгруппа выполняла все те же задания, но с помощью нетрадиционных техник. Мы рисовали ладошками, пальчиками, губкой, ватными палочками, по мятой бумаге. Занятия проводились регулярно во второй половине дня. Нужно отметить что, первая подгруппа быстро утомлялась, им становилось скучно и не интересно задания давались с трудом. У второй подгруппы сложностей не возникало, стоило только показать, как нужно работать в той или иной технике, и дети уже сами с радостью и рвением выполняли задания, а после занятия нехотя расходились.
Даже конечный продукт деятельности у 2 групп отличался, у второй подгруппы рисунки были очень выразительные, интересные и красочные. Но меня больше всего удивило и порадовало то, что ребята, после проведенной с ними серии занятий стали более уверенными в себе, внимательными и сконцентрированными, а так, же у детей улучшились графические навыки.
Я уверена, что, необходимость использования нетрадиционных техник в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.