Яна Жеребцова
Использование нетрадиционного пособия «Волшебный планшет» в работе учителя-логопеда с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Этап автоматизации и дифференциации звуков - сложный процесс кропотливой, длительной тренировки ребёнка, основанный на многократных повторениях. Овладение фонетической (произносительной) стороной речи совершается на основе подражания. Сделать занятия интересными, разнообразными, эффективными помогают игровые приёмы для формирования правильного произношения.
Публикация «Использование нетрадиционного пособия „Волшебный планшет“ в работе учителя-логопеда с дошкольниками» размещена в разделах
Практика логопедов показывает, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных пособий предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Для изготовления многих пособий часто требуется либо много времени, либо финансовые затраты. Для хранения пособий, на решение разных задач может требоваться много места для их хранения. Часто в процессе длительной работы над звуком, используемый картинный материал надоедает ребенку.
Предлагаемое мною нетрадиционное пособие «волшебный планшет» - это ламинированный чистый альбомный лист (белого цвета или цветной светлых оттенков). На «волшебном планшете» логопед или ребенок может изобразить маркером то, что будет необходимо для решения речевых задач. Несмотря на всю простоту идеи, «планшет» имеет много «плюсов» в использовании:
- учет индивидуальных особенностей ребенка (рисунки и схемы можно рисовать с учетом предпочтений, увлечений ребенка, что помогает повысить мотивацию ребенка);
- многофункциональность (ламинированная поверхность «планшета» позволяет стирать и вновь рисовать необходимые объекты, легко менять тему и переходить к другому заданию, регулировать степень участия ребенка в задании, позволяет ребенку и логопеду импровизировать, хорошо подходить для педагогов, использующих в работе мнемотехнику);
- экономичность («планшет» можно использовать много раз для одного ребенка или для нескольких детей, стереть, то, что не получилось, рисовать с обеих сторон)
- компактность (хранение «планшета» и маркеров не вызывает трудностей и всегда может быть под рукой)
- соответствие требованиям СанПин (поверхность пособия легко обрабатывать дезсредствами).
«Минусом» применения пособия может быть лишь то, что логопед не умеет/ не любит рисовать.
Применение «планшета» на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях позволяет гибко варьировать содержание деятельности в зависимости от темпов, от настроения, от выбора, от творческих способностей и возможностей ребенка.
Цель использования «Планшета»: повысить эффективность логопедического воздействия при введении поставленного звука в самостоятельную речь, развитии лексико-грамматических конструкций с дошкольниками.
Задачи использования «Планшета»:
- автоматизация звуков в речи;
- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;
- развитие лексико-грамматических категорий;
- развитие пространственных представлений, восприятие цвета, формы, размера, воображения;
- развитие мелкой моторики (скоординированности движений «глаз-рука»).
- и другие (в зависимости от речевого нарушения ребенка, от творчества и профессионализма логопеда)
Используемый материал: «планшет» - ламинированный чистый альбомный лист, маркеты разного цвета, влажные салфетки.
Логопедические игры с использованием «Волшебного планшета»
• «Звуковые дорожки: слоги, слова»
Цель: автоматизация звуков, дифференциация звуков.
Описание: Логопед или ребенок (если умеет писать буквы) пишет букву, обозначающую отрабатываемый звук, произносит его. На другом краю листа записываются буквы, обозначающие гласные звуки (либо слоги из которых можно образовать слова). Ребенок проговаривает отрабатываемый звук, ведет маркером линию к гласному, образуя слог (либо слово при составлении из слогов).
Направление «дорожки», рисунок, место звука в слоге, цвет листа и маркеров подбирается в зависимости от речевой задачи логопеда.
Рисунок, не примере которого отрабатывается звук в слогах, может выбрать как сам логопед, так может придумать и ребенок (дорожка «едем, бежим, летим и т. п», улитка, растение (цветок, дерево, растет, распускается, опадает и т. п., домик (строим, ходим в гости и т. п.)
• «Поймай звук»
Цель: развитие, коррекция навыков звукового анализа, синтеза, фонематического слуха, дифференциация звуков в речи.
Задание: Нарисуй/закрась (круг, квадрат, любую фигуру) или напиши букву (синим, красным или др. цветом, когда услышишь слог/слово со звуком С-Ш (и др., с твердым/мягким, со звонким-глухим звуком.
Описание: Логопед или ребенок (если умеет писать буквы) пишет/раскрашивает знак/символ или букву, обозначающую звук, который необходимо выделить по заданию учителя-логопеда. Ребенок проговаривает отрабатываемый звук в слоге или в слове, в зависимости от задачи.
Символ, рисунок, место звука в слоге, в слове, цвет листа и маркеров подбирается в зависимости от речевой задачи логопеда, от программного материала.
• «Домик»
Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.
Описание: На «планшете» рисуем крышу дома или прикладываем сверху треугольник, чтобы «планшет» стал домиком. Ребенок называет слова с заданным звуком либо из ряда предложенных слов, либо придумывает сам. Логопед рисует то, что называет ребенок. В зависимости от собственных способностей или от задач, можно изображать подробно или схематично, можно привлекать ребенка в дорисовывание.
Задание: В домике живут те, у кого в имени есть звук Ш (например). Назови, кого можно поселить в этот дом.
• «Мультфильм»
Цель: развитие и/или коррекция лексико-грамматических категорий, автоматизация/дифференциация поставленного звука во фразах, в предложениях.
Описание: Логопед рассказывает ребенку сказку, стих, чистоговорку (и т. п.) и схематично (насколько позволяют собственные графические навыки) изображает текст. Далее работа с нарисованным текстом проводится в зависимости от задач учителя-логопеда и от этапа коррекционной работы. Можно предложить ребенку продолжить (изменить, закончить по-другому) «историю», стерев часть рассказа, либо одного из героев и т. д.
Текст может быть «нарисован» заранее, и ребенку можно предложить рассказать, о чем хотел рассказать «художник».
Это лишь несколько примеров логопедических игровых «ситуаций», которые учитель-логопед может создать в процессе работы с ребенком, применяя «Волшебный планшет»
Использование нетрадиционного пособия «Волшебный планшет» в процессе автоматизации, дифференциации звуков и развитии/коррекции лексико-грамматических категорий делает занятия интересными, разнообразными, эффективными.