Денисенко Сергей Владимирович
Использование нестандартных игр для развития мелкой моторики рук и совершенствования речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большое внимание уделяется ФГОС. Актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Совершенствование мелкой моторики непосредственно влияет на совершенствование речи детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом.
Публикация «Использование нестандартных игр для развития мелкой моторики рук и совершенствования речи у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни ребенка. Среди них –пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, природным материалом, игры с пуговицами и шнуровкой.
Все эти занятия помогут ребенку научиться быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка.
Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития мелкой моторике эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Для детей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением речи) наряду с традиционными методами и приемами используются и нестандартные. К нестандартным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни,
применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Нестандартный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. При разработке нестандартных приёмов, со старшими дошкольниками, используются пособия из бросового и природного материала.
Работу по развитию мелкой моторики пальцев лучше начинать с массажа пальчиков, кистей рук.
Вместе с традиционным пальчиковым массажем используется массаж с различными предметами:
прищепочный массаж; массаж орехами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж камнями. Например, проговариваем и показываем действия с предметом (шестигранным карандашом, дети выполняют вместе с педагогом. Карандаш в руках катаю, (дети крутят карандаш между ладонями) Между пальчиков верчу, (пропускают карандаш между двумя -тремя пальцами, удерживают его в определенном положении в правой и в левой руках). Непременно каждый пальчик быть послушным научу (крутят карандаш между ладонями). «Стираем салфетку» Мама вечером стирала, а я рядышком стояла, не стирала-охала-ох, ох, ох да глазами хлопала-хлоп, хлоп, хлоп.
да ногами топала-топ, топ, топ. Лучше б было не стоять, а взять и маме помогать! (Дети берут салфетку в обе руки и имитируют стирку белья. Поворачивают головой вправо, влево. Дети топают ногами; берут салфетку в обе руки и имитируют стирку белья.)
Такие массажные упражнения, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Используем массаж и при автоматизации поставленных звуков при сочетании массажа с орехами.
Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру.
Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Игры-шнуровки развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать.
1. «Сухой бассейн». Погружаясь как можно глубже в наполнитель «бассейна», руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
2. «Песочная терапия» – метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и совершенствованию умений и навыков практического общения, используя – вербальные и невербальные средства; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; развитию фантазии и образного мышления. Важным моментом является развитие тактильной чувствительности.
В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня стимуляции умственной деятельности, снижения психоэмоционального напряжения, развития мелкой моторики, расширения словарного запаса, нами были изготовлены нестандартные игры :
Дидактическое пособие «Забавные часы»
Цель:
1. Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слова.
2. Упражнять в самостоятельном назывании слов на гласный звук в начале слова, согласный твердый и согласный мягкий звуки.
3. Совершенствовать навыки деления на слоги одно, двух трехсложных слов, а также длительность их звучания.
4. Продолжать развивать связную монологическую речь, мышление.
5. Развивать мелкую моторику рук, наклеивая и передвигая магниты. Оборудование: забавные часы с картинками разного цвета, магниты, колечки для крепления магнитов.
Дидактическое пособие «Веселая гусеница»
Цель:
1. Формировать навыки употребления одушевленных и неодушевленных существительных.
2. Совершенствовать умение находить необходимые слоги для объединения их в слова. Развивать навыки послогового чтения.
3. Закрепить твердые и мягкие согласные.
4. Развивать грамматическую сторону речи, формировать связную речь.
Оборудование: макет «гусеницы» со съемными деревянными кругами, на которых наклеены разные слоги.
Вариант 1. Игра – загадка «Живое – неживое» Дети выкладывают из слогов слово на макете, отвечают на вопрос «Кто это?», «Что это?»
Вариант 2. Игра «Собери слова» Дети должны собрать рассыпавшиеся слова. Найти место звука в словах (в начале, середине и в конце слова)
Вариант 3. «Игра в слова» Предложить детям из слогов дву-трехсложные слова. В процессе игры закрепить твердые и мягкие согласные.
Развивающий тренажер «Волшебная полянка»
Цель:
1. Упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.
2. Формировать навыки деления слов на слоги.
3. Учить детей составлять предложения с заданным словом.
4. Развивать наблюдательность, тонкую моторику, координацию движений.
5. Способствовать развитию словарного запаса. Оборудование: картина «лесная поляна», ягоды, яблоки, на липучках, «бусинки»; «бочонки» на ленточках, прикрепленные к тучке с сыпучими наполнителями (горох, рис, соль, фасоль)
Вариант 1. «Солнечные лучики» Воспитатель называет слово, ребенок должен назвать количество слогов в слове и показать количество слогов на лучиках солнца, используя бусинки.
Вариант 2. «Веселый ежик» Ребенок придумывает одно – двух- трехсложные слова. Он должен назвать слово и по количеству слогов убрать ягоды со спины ёжика.
Вариант 3. «Чудесное дерево» Ребенок составляет предложение с заданным словом. С дерева «срывает» яблоки по количеству слов в предложении.
Вариант 4. «Звучащая тучка» Предложить детям послушать звучание каждого «бочонка», а затем самостоятельно определить «Что звучит в бочонке?»
При стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо использовать всевозможные средства.
Изобразительная деятельность с применением нестандартных материалов и техник также способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
Родителям предлагаем папки-передвижки «Развитие движений кисти и пальцев рук детей», «Игры на кухне», консультации по данной теме «Как пальчики язычку помогают», буклеты «Наблюдаем, замечаем, выполняем». Оформляем выставки рисунков, персональные выставки. Наш опыт показывает, что работа по развитию мелкой моторики с использованием нестандартных методов и приемов, дает положительные результаты: у детей повышается любознательность, интерес к занятиям; формируются знания об определенных речевых эталонах; у детей появляется желание творить, говорить, исправлять свои недостатки в речи.