Татьяна Васильчук
Использование нейротренажеров для развития тонкой и общей координации движений у дошкольников
▼ Скачать
В МБДОУ д/с № 88 г. Белгорода, на логопункте регулярно проходят логопедические занятия с использованием нейротренажеров.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Публикация «Использование нейротренажеров для развития тонкой и общей координации движений у дошкольников» размещена в разделах
Каждое из полушарий мозга человека отвечает за свой набор функций и органов восприятия и может функционировать практически самостоятельно. Левое — это логика, речь, письмо, алгоритмическое мышление и склонность к точным наукам, правое — творческие способности, креативное мышление и кинестетический анализ мира. Двустороннее развитие и способность одновременного включение двух полушарий в повседневные процессы и обеспечивают то, что называется талантом.
Нейротренажеры, играя с которыми ребенок автоматически и незаметно даже для себя включает оба полушария, — простой способ воспитать гения, всесторонне развить потенциал. Главное — не упустить возраст, когда пластичный мозг может получить и закрепить этот уникальный навык.
Использование нейротренажеров во время подготовки к школе позволит быстрее включиться в учебную деятельность и разнообразит процесс занятий.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых расстройств играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности очевидна. Ребенок познает мир через движения и эмоции. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, к речи, а не наоборот. То есть выстраивать развивающую и коррекционную работу в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является мышление и речь.
В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой : развитие основных двигательных функций происходит от момента рождения до 1 года; развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы от 1 года до 3 лет; созревание эмоциональной сферы от 3 до 12 лет. Любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Поэтому сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики, с одной стороны, является важнейшим показателем состояния ребёнка. С другой, именно через движение мы можем оптимизировать процесс подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основными признаками тяжёлого недоразвития речи в дошкольном возрасте являются позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей с тяжелыми нарушениями речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость, объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. При относительно сохранной смысловой и логической заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая, в общем полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи часто имеют отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в трудностях выполнения движения по словесной инструкции, особенно при воспроизведении серии двигательных актов (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Такие дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части. Значительная часть дошкольников с тяжелыми нарушениями речи имеют плохую координацию, дети выглядят моторно неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку, имеют повышенную двигательную истощаемость, сниженную двигательную память и внимание.
Характерными являются также особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При сохранных непроизвольных движениях отмечается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом). Имеется отставание и в развитии мелкой моторики рук. Затруднена координация движений (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т. д.).
При обследовании артикуляционной моторики выявляются неполнота и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата, наличие содружественных движений, парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка, что обусловливает проявление минимальных дизартрических нарушений.
Специалисты (Е. И. Аркин, Н. А. Берштейн, Д. Б. Эльконин) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию речи.
Многими учёными выдвинуты и подтверждены теории о том, что нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу (М. О. Гуревич, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. А. Квинт, М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова.
Речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга. Особое значение в организации речевого процесса имеет тактильно-кинестетический и двигательный анализатор. Значение манипулятивной деятельности для стимуляции речевого развития обуславливают необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей кистей рук.