Елена Комарова
Использование нейротехнологий в работе специалистов детского сада для развития двигательной и речевой активности
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о проведении РМО по развитию речи.
15 декабря 2022г в МДОБУ детский сад №1 МО Кореновский район прошло районное методическое объединение по развитию речи
Форма проведения: очная
Присутствовало на мероприятии 29 педагогов из 13 дошкольных учреждений района.
Темочки:
- Двигательная активность ребенка
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Тема заседания: «Играя - развиваем речь дошкольника, использование нейротехнологий в работе специалистов детского сада»
Цель:
-повышение уровня знаний педагогов по использованию нейро стимуляторов, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками в доу.
Задачи:
-познакомить участников с эффективными нейротехнологиями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
- вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной теме, активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
- побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.
Практическая значимость :
- данный семинар-практикум может быть интересен педагогам, в том числе работающим с детьми ОНР дошкольного возраста для развития речевых навыков.
Прогнозируемый результат:
- овладения педагогами представления о методике выполнения балансир упражнений;
- внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов нейротехнологий для активации речевых способностей детей.
Методы и приё мы:
- упражнения, воспроизведение действий по показу логопеда, слайдовые презентации, игровой метод.
В ходе проведения методического объединения были рассмотрены следующие вопросы:
Выступление старшего воспитателя МДОБУ детский сад №1 Комаровой Е. П. консультация для педагогов «Использование нейротехнологий в работе специалистов детского сада направленных на развитие двигательной и речевой активности дошкольника» с использованием ИКТ.
В чем же польза нейроигровых технологий? Они направлены на развитие разных видов восприятия, внимания, памяти, формирование пространственных представлений, умения прогнозировать результаты своих действий, умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий.
Благодаря им ребенок учится чувствовать пространство свое тело; у него развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение); постепенно формируется правильное взаимодействие ног и рук; развивается слуховое и зрительное внимание; ребенок учится последовательно выполнять действия. И результатом это становится то, что «руки учат голову.
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. Приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма.
Цель таких занятий – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, чтобы в результате улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и память.
Решили: информацию Комаровой Е. П. «Использование нейротехнологий в работе специалистов детского сада направленных на развитие двигательной и речевой активности дошкольника» принять к сведению, педагогам продолжить работу в этом направлении и организовать участие в следующем заседании с представлением нового опыта. Продолжить активно сотрудничать и обмениваться педагогическим опытом в ходе заседаний РМО.
Следующий вопрос озвучила Лариса Николаевна Твердякова она провела консультацию — практикум для педагогов «Творческая двигательная активность для нейростимуляции, как средство развития речи у детей». Педагог познакомила присутствующих с целями, методами и приемами, используемые на занятии. Рассказала, какая предварительная работа была проведена. Так же был проведен практикум для педагогов в игровой форме.
Решили: коллеги проанализировали полученную информацию и пришли к выводу использовать подготовленный материал Твердяковой Л. Н. в своей работе.
Следующее выступление было предоставлено учителю-логопеду Поляковой Е. В. Педагогом было предложено просмотр фрагмента занятия «Думаем и выполняем» с детьми с ОВЗ. Педагог подробно рассказала о проводимых формах работы с детьми, направленных на развитие речи детей (выполнение задания по картине, в ходе выполнения задания ребенок параллельно отвечал на задаваемые вопросы). Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.
Решили: информацию и методические приемы предложены Поляковой Е. В по развитию речи детей принять к сведению; использовать в практической работе ДОО;
Так же Екатериной Владимировной был проведен мастер класс для педагогов «Нейротехнологии, как средство двигательного и речевого развития». Педагог рассказала об одном из нейроприемов работы на Сибирском борде. Участники РМО попробовали выполнить несложные элементы по заданным карточкам на Сибирском борде. В ходе выполнения заданий педагоги почувствовали на себе эмоциональный подъем, мышечное напряжение, координацию движения, взаимодействие сенсорной и моторной стороны одновременно.
Решение: использовать полученные знания в своей работе.
Было предоставлено показательное выступление детей фрагмент «Нейрозарядки» инструктора по физической культуре Бервино Е,В. Елена Витальевна рассказала что Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски, который применяется для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию движений, равновесие и мышечный тонус. Елена Витальевна Бервино с октября проводит апробацию нового оборудования. Баланс-борд – это универсальный тренажер подойдет для йоги, фитнеса, также может использоваться логопедами, дефектологами, нейропсихологами для мозжечковой стимуляции.
Занятия с Сибирским бордом проходят как часть занятия, так и в самостоятельной игровой деятельности.
Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, изогнута таким образом, что заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие, вследствие чего, упражнения на борде способствуют: развитию координации, укреплению опорно - двигательного аппарата, улучшению осанки и развитию гибкости и ловкости. Дети четко выполняли инструкцию педагога.
Решили: Изучить новый материал, принять к сведению рекомендации по работе с бордами, и по возможности использовать в своей работе
Гостям было предложено просмотр открытого занятия по развитию речи воспитателя Деевой С. В. старший возраст «Путешествии в страну сказок» цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Рассказ педагога сопровождался показом презентации.
Решили - обратить внимание на индивидуальную работу с детьми, имеющими слабо развитую речевую активность. Использовать инновационные технологии и сказки - связки, в своей работе. Учитывать при проведении занятий формирование планируемых результатов детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО;
На обозрение участникам РМО было представлено сообщение воспитателя Швыдкой Л. И. из опыта работы с использованием ИКТ (презентация) по теме «Развитие речи в различных видах деятельности с детьми дошкольного возраста». Педагог рассказала о том, какие инновационные технологии использует в своей работе. Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Я стараюсь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.
Решение: Принять к сведению рекомендации и методические разработки по развитию речи детей дошкольного возраста: - использовать методы и приемы в соответствии с ФГОС ДО;
Воспитателем Мормуленко А. В. была предоставлена к просмотру авторская подвижно-речевая игра «Карусель» для старшего возраста.
Решили: Применять в практике работы игры, способствующие развитию речевого общения дошкольников, и использовать их в повседневной жизни, использовать данную игру в практической работе ДОО, и разместить методическую разработку игры на своей персональной странице в сети интернет
Участник РМО воспитатель МAДОУ детского сада № 43 МО Кореновский район Щербакову Л. И. Любовь Игоревна представила авторскую дидактическую игру «Лэпбук. Развиваем речь» Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста. В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и зрительного восприятия. Лэпбук может быть использован как в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» и «Подготовка к обучению грамоте», так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.
Решили: дидактическую игру «Лэпбук. Развиваем речь» по развитию речи детей принять к сведению; использовать в практической работе ДОО; педагогу принять участие в следующем заседании и продолжать активно сотрудничать и обмениваться педагогическим опытом в ходе заседаний РМО.
Педагогом МAДОУ детского сада № 6 МО Кореновский район Стукал Анастасией Николаевной была представлена консультация для педагогов из опыта работ «Развитие речи в режимных моментах» Педагог сообщила что развитием общей и мелкой моторики можно заниматься в разных видах деятельности, но игры и физические упражнения имеют для этого наибольшие возможности. Так как, во-первых, двигательная активность является приоритетным состоянием организма дошкольника. Во-вторых, они с удовольствием играют, соревнуются, выполняют двигательные задания, где можно включить упражнения на развитие мелкой моторики, правильного дыхания, чувства ритма, координации движения, ручной ловкости и пространственного ориентирования. В-третьих, все движения руками выполняются одновременно или поочередно и правой, и левой, в отличие от рисования и письма. Поэтому рука ребенка не устаёт и к тому же, это положительно влияет на их равномерное развитие и укрепление мышц.
Решили: принять к сведению полученную информацию и использовать в практической работе ДОО.
Методическое объединение прошло на высоком организационном и содержательном уровне. Педагоги дали положительную оценку работе, а также выразили тёплые слова и благодарность организаторам данного мероприятия.
На этой встрече воспитатели обменялись своим педагогическим опытом и различными авторскими разработками. В своих докладах они отметили важность и актуальность использования нейротехнологий
Теоретическая часть семинара-практикума сопровождалась показом элементов технологий из опыта работы педагогов ДОУ с воспитанниками с ОНР, дети показали «Нейрозарядку» на бордах, была организована подвижно речевая игра «Карусель» для старшего возраста.
Все приведенные нейротехнологии объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.
Гости приняли участие в мастер классе, для этого педагогам было предложено разделиться на две группы, придумать и создать нейропсихологические упражнения по образовательной области «Развитие речи» использую карты подсказки. Задание — выберите одно из четырех направлений.
Пока коллеги создавали нейропсихологические упражнения по развитию речи, остальные участника РМО поучаствовали в игре «Летела корова…»
В заверение старшим воспитателем Комаровой Е. П. с целью получения обратной связи, было предложено участникам ответить на несколько вопросов анкеты и розданы буклеты «Игры с использованием Сибирского борда и другого нестандартного оборудования».
Так же было предоставлено слово методисту ИМЦ Румянцевой Н. Г. Нелля Георгиевна подвела итог мероприятия, было что Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Важно добавить, что нейроигры являются хорошей профилактикой нарушений письма и чтения для будущего школьника. использовать в работе с детьми рекомендации и советы, предложенные на заседании.
Решено:
Внедрять в практику работы с детьми Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей.
Ориентироваться на индивидуальные особенности детей и использовать дифференцированный подход при подготовке детей.
Применять в практике работы авторские методические разработки и игры, способствующие развитию речевого общения дошкольников, и использовать их в повседневной жизни
Продолжать апробировать нейротехнологии и делиться педагогическим опытом.