Папки-передвижки

Использование нейроигр как средство интеллектуального развития ребёнка

Светлана Тимофеева
Использование нейроигр как средство интеллектуального развития ребёнка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Индивидуальный план работы по самообразованию

воспитателя

Тимофеевой Светланы Михайловны

стаж работы - 34 года I кв. категория

Тема: «Использование нейроигр как средство

Публикация «Использование нейроигр как средство интеллектуального развития ребёнка» размещена в разделах

интеллектуального развития ребёнка»

2023-24 учебный год

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов

Источники самообразования:

• методическая литература,

интернет ресурсы,

• обмен опытом на базе МАДОУ д/с №1 "Айгуль".

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа направлена на овладение основными профессиональными компетенциями. Данные компетенции реализуются с помощью:

развития представлений о своих профессиональных возможностях;

- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей младшего дошкольного возраста;

• освоения теоретических знаний, практических умений и применения их в профессиональной деятельности;

• расширения собственного образовательного пространства.

Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования : учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, а также развивающих проектных и информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность выбранной темы

Современные исследования показывают что появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами, с СДВГ. В своей работе педагоги сталкиваются с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной). Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Я считаю, что организация образовательной деятельности по данной теме позволит:

Индивидуальная программа самообразования педагога

МАДОУ детский сад № 1 «Айгуль»

на 2021 - 2022 учебный год.

Ф. И. О. Тимофеева Светлана Михайловна

Тема самообразования: " Использование нейроигр как средство интеллектуального развития ребёнка"

Этап: Информационно - подготовительный

Целью моей работы по самообразованию было: повышение собственного

уровня знаний и эффективности коррекционной помощи детям дошкольного

возраста посредством приёмов нейротехногологий.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по теме.

2. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.

3. Внедрить в образовательной процесс игры и упражнения нейротехнологий.

4. Повысить качество проведения занятий на основе внедрения новых технологий.

5. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.

6. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций.

7. Выявить эффективность использования приёмов нейротехнологий

8. Оформить наработанный материал в методическую папку для обмена опытом работы с коллегами.

Ожидаемый результат:

Для педагога:

1. Владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста;

2. Повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

3. Систематическое использование нейроигр в работе с детьми

4. Разработан учебно-методический комплект: пальчиковые игры и упражнения, сенсорные игры, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

5. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

Для воспитанников:

1. Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с задержкой психического развития. Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений.

.

План работы над темой:

1. Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы;

- подбор и изучение литературы по проблеме;

- определение целей и задач работы над темой;

- планирование работы по самообразованию.

2. Основной (практический)

- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление дидактического материала, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

3. Заключительный (обобщающий)

- подведение итогов;

-оформление результатов работы по теме самообразования;

- представление материалов;

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

- распространение опыта работы на уровне ДОО.

План работы:

Месяц Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Изучение литературы по данной теме.

Первичное нейропсихологическое обследование воспитанников

Нейропсихологические игры : «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу» Консультация «Что такое нейропсихологические игры

Октябрь Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок для детей Консультация для родителей

«Польза нейроигр для ребенка»

Ноябрь Использование игр в работе : «Веселые стопы», «Попробуй повтори», «Разноцветные резиночки» Разработка памяток и буклетов для родителей

Декабрь Создание пособия для работы «Танцующие человечки», «Тримино» Проведение мастер-класса с родителями «Кинезиологиесчкие упражнения – легко и полезно»

Январь Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием Изготовление буклета «Нейроигры - это весело

Февраль ООД «разведчики» с использованием нейропсихологических игр

Использование игр и упражнений : запрещенное число, Дутибоп, запоминалоска и т. д Консультация «Формирование учебных навыков посредством игр и упражнений из нейропсихологии»

Март Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей с ОВЗ: «Запомни и разложи», «два числа» и т. д Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома»

Апрель

Повторное нейропсихологическое обследование воспитанников

Сравнительный количественный и качественный анализ результатов Создание картотеки «Заряжалка для мозга»

Май Демонстрация опыта в форме консультации с применением базовых нейропсихологических технологий на методсовете Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми

Итоги работы и выводы: ___

___

Рекомендации: ___

___

«___» ___ 20__ г.

Нейропсихологические игры и упражнения

Игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

«Составь фигуру».

Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.

«Большие, маленькие, средние».

Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.

Зеркальное рисование.

Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

Так же возможно использование кинезиологических упражнений.

Кинезиологические упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.

«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.

«Цветочек»

Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки). Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.

«Коза-корова»

Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»

«Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

Нейротаблицы на внимание

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейроигр как средство интеллектуального развития ребёнка
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 22:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейроигр как средство интеллектуального развития ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тимофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД