Светлана Тимофеева
Использование нейроигр как средство интеллектуального развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Индивидуальный план работы по самообразованию
воспитателя
Тимофеевой Светланы Михайловны
стаж работы - 34 года I кв. категория
Тема: «Использование нейроигр как средство
Публикация «Использование нейроигр как средство интеллектуального развития ребёнка» размещена в разделах
интеллектуального развития ребёнка»
2023-24 учебный год
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов
Источники самообразования:
• методическая литература,
• интернет ресурсы,
• обмен опытом на базе МАДОУ д/с №1 "Айгуль".
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа направлена на овладение основными профессиональными компетенциями. Данные компетенции реализуются с помощью:
• развития представлений о своих профессиональных возможностях;
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей младшего дошкольного возраста;
• освоения теоретических знаний, практических умений и применения их в профессиональной деятельности;
• расширения собственного образовательного пространства.
Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования : учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, а также развивающих проектных и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность выбранной темы
Современные исследования показывают что появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами, с СДВГ. В своей работе педагоги сталкиваются с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной). Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Я считаю, что организация образовательной деятельности по данной теме позволит:
Индивидуальная программа самообразования педагога
МАДОУ детский сад № 1 «Айгуль»
на 2021 - 2022 учебный год.
Ф. И. О. Тимофеева Светлана Михайловна
Тема самообразования: " Использование нейроигр как средство интеллектуального развития ребёнка"
Этап: Информационно - подготовительный
Целью моей работы по самообразованию было: повышение собственного
уровня знаний и эффективности коррекционной помощи детям дошкольного
возраста посредством приёмов нейротехногологий.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме.
2. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
3. Внедрить в образовательной процесс игры и упражнения нейротехнологий.
4. Повысить качество проведения занятий на основе внедрения новых технологий.
5. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
6. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций.
7. Выявить эффективность использования приёмов нейротехнологий
8. Оформить наработанный материал в методическую папку для обмена опытом работы с коллегами.
Ожидаемый результат:
Для педагога:
1. Владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста;
2. Повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
3. Систематическое использование нейроигр в работе с детьми
4. Разработан учебно-методический комплект: пальчиковые игры и упражнения, сенсорные игры, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
5. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
Для воспитанников:
1. Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с задержкой психического развития. Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений.
.
План работы над темой:
1. Организационно-ознакомительный (диагностический)
- постановка проблемы;
- подбор и изучение литературы по проблеме;
- определение целей и задач работы над темой;
- планирование работы по самообразованию.
2. Основной (практический)
- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);
- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление дидактического материала, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.
3. Заключительный (обобщающий)
- подведение итогов;
-оформление результатов работы по теме самообразования;
- представление материалов;
- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;
- распространение опыта работы на уровне ДОО.
План работы:
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Изучение литературы по данной теме.
Первичное нейропсихологическое обследование воспитанников
Нейропсихологические игры : «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу» Консультация «Что такое нейропсихологические игры?»
Октябрь Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок для детей Консультация для родителей
«Польза нейроигр для ребенка»
Ноябрь Использование игр в работе : «Веселые стопы», «Попробуй повтори», «Разноцветные резиночки» Разработка памяток и буклетов для родителей
Декабрь Создание пособия для работы «Танцующие человечки», «Тримино» Проведение мастер-класса с родителями «Кинезиологиесчкие упражнения – легко и полезно»
Январь Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием Изготовление буклета «Нейроигры - это весело!»
Февраль ООД «разведчики» с использованием нейропсихологических игр
Использование игр и упражнений : запрещенное число, Дутибоп, запоминалоска и т. д Консультация «Формирование учебных навыков посредством игр и упражнений из нейропсихологии»
Март Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей с ОВЗ: «Запомни и разложи», «два числа» и т. д Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома»
Апрель
Повторное нейропсихологическое обследование воспитанников
Сравнительный количественный и качественный анализ результатов Создание картотеки «Заряжалка для мозга»
Май Демонстрация опыта в форме консультации с применением базовых нейропсихологических технологий на методсовете Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми
Итоги работы и выводы: ___
___
Рекомендации: ___
___
«___» ___ 20__ г.
Нейропсихологические игры и упражнения
Игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
«Составь фигуру».
Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
«Большие, маленькие, средние».
Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
Зеркальное рисование.
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
Так же возможно использование кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.
«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.
«Цветочек»
Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки). Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.
«Коза-корова»
Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
«Прикосновения»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.
Нейротаблицы на внимание
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.