Тансылу Шаехмурзина
Использование музыки при проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
Большое разнообразие в игровую деятельность ребенка вносит игры с использованием музыки. Среди многих видов искусства, музыка занимает по праву особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.
Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она вселенную гармонию природы.
Давно замечено, что постоянное общение человека с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и звучаниям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования действительно прекрасного во всех отношениях человека.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания учиться ей.
Музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают детям содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности. Обучение рассматривается как основной путь и средство музыкального воспитания детей, обеспечивающие эффективность в развитии их музыкальности, музыкально–эстетических представлений, музыкальной культуры, художественно–творческих способностей, с целью формирования полноценной личности ребенка. «Музыкальное развитие ребенка – это процесс духовного становления и совершенствования, результатом которого становятся те новообразования в духовном мире ребенка, которые формируются и развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки…» - пишет Г. А. Праслова [21,14]. Н. А. Ветлугина определяет музыкальное развитие как процесс развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным [5,13].
Все эти понятия тесно взаимосвязаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка дошкольного возраста зависит от организации музыкального воспитания, включая и обучение. Обучение должно иметь развивающий характер на основе глубокого изучения ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и знания закономерностей музыкально–эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста.
Музыкально–образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту. В музыкально–образовательной деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит, на праздниках и в развлечениях, на прогулках и экскурсиях, в самостоятельной деятельности, во время игр. Среди разнообразия игр значительное место в жизни ребенка занимают музыкальные игры. В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, изучать фразировку, такты, метроритм, интонацию и т. д. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкального задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активацию чувств, воображения, мышления.
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитии навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительные влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной, опорно–двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально–личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический. Посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера. Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние головного мозга. Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейшего педагогического воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре.
В процессе игры дети не только приобретают специально музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь, чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок – артист, проникаясь ответственностью перед товарищами – зрителями. Он становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.
В работе с детьми в области музыкального образования используются разные виды игр, такие как, игры с пением, вокальные игры, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры, игры–забавы, игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры, развивающие игры, речевые игры и т. д. Среди такого разнообразия игр значительное место занимают музыкальные сюжетно–ролевые игры (игры на музыкальную тематику или с эпизодическим использованием музыки, которые являются одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отмечающих возможностям, интересам, потребностям ребенка. Основное назначение музыкальной сюжетно–ролевой игры – это возможность формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом па занятиях.
Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо».
Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни но ее мелодии и хоровод и т. д.).
В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.
Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад», мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни (ходят по кругу змейкой, парами). Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.