Лучший педагог года

Использование музейной педагогики в работе с дошкольниками

Наталья Пуказова
Использование музейной педагогики в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Использование музейной педагогики в работе с дошкольниками

Не секрет, что представления выпускников детсада о родном городе, крае, народной культуре отрывочны и поверхностны. В чем же дело?

Возможно, это происходит потому, что в типовой Программе обучения и воспитания дошкольников эти задачи сформулированы очень узко. При этом совершенно не обозначенными остаются средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего нет соответствующих материалов и пособий. Окружение действительности (особенно в городе) также не дают возможности реально приобщать детей к краеведению. Эти проблемы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, музеев. А как донести до понимания детей – горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, предусмотренная типовой Программой решается не содержательно, не связывается с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, т. к. большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, историю родной культуры, не проникнуты чувством понимания ее древности. Исходя из выше изложенного, я наметила в своей работе следующие приоритеты:

Публикация «Использование музейной педагогики в работе с дошкольниками» размещена в разделах

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).

3. Большое значение в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Поэтому в своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы и работаю над проблемой «Формирование представлений о родном крае средствами музейной педагогики». С целью развития личности ребенка, воспитания в духе национального самосознания и патриотического воспитания детей на протяжении ряда лет педагогический коллектив нашего ДОУ ведет работу по приобщению детей к истокам Родины через совместную деятельность с музеями нашего города. Каждый ребёнок должен знать историю и культуру своего народа. Наш детский сад работает по проекту «Социально – личностное развитие дошкольников в условиях взаимодействия субъектов воспитательного пространства малого города», в котором я являюсь активным участником. Вместе с воспитанниками активно сотрудничаю с Детской школой искусств и музеями города. Дети посещают художественно – эстетическое отделение музыкальной школы. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо знать и уважать своё прошлое, совместно с сотрудниками Музея под открытым небом был создан краеведческий клуб «Серебряный родник».

Цель клуба: сформировать первоначальное представление об истории родного края; воспитывать патриотические чувства о богатстве родного края.

Задачи: воспитывать у детей любовь к Родине; родному краю; учить видеть историю вокруг себя; учить чувствовать красоту и неповторимость родной природы; развить творческие и интеллектуальные способности детей через активное участие в игровом процессе.

Поэтому особое место в моей воспитательно-образовательной работе с детьми занимают такие формы работы, как экскурсии, игры, викторины, конкурсы, обрядовые праздники, занятия - досуги, развлечения, театрализованная деятельность, коллективные творческие работы. После определенных мероприятий (занятий, бесед, экскурсий в музей, встреч с работниками музея) дети отражают полученные знания в продуктивных видах деятельности, передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке, других творческих работах, из которых формируются выставки в группе и мини-музее детского сада. Введение музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности дошкольника не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований.

Регулярно провожу занятия в нетрадиционной форме, которые могут применяться и в музейной педагогике :

- интегрированные занятия;

- занятия в форме соревнования и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала; урок – мудрости, урок – любви, урок – сказка и т. д.

Для обогащения представлений о социальной действительности с детьми провела: экскурсию в библиотеку и музей на тему «Достопримечательности родного города»; игры и беседы региональной направленности: «Мой город», «Люби и чти свой край родной», «Герои родного города». Совместно с родителями собраны плакаты, фотографии, открытки с изображением города; с воспитанниками принимаем участие в тематических мероприятиях, посвященных социально-значимым событиям города «День Победы», «День Матери» и др. Использование музейной педагогики в работе с дошкольниками является инновационной технологией в процессе ознакомления с родным краем.

Хочется воспитать детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них их предки, чтобы никогда не забывали своих корней, и тогда у них и их детей все будет хорошо!

Публикации по теме:

Самара-край родной! Самара-край родной! Цель:Знать родной край, достопримечательности родного города. Особенности края:река Волга, как она красива, какой транспорт.

Учебная программа «Путешествие в прошлое»Учебная программа «Путешествие в прошлое» Уважаемые коллеги представляю Вашему вниманию учебную программу "Путешествие в прошлое". Программа опробирована с детьми дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музейной педагогики в работе с дошкольниками
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 18:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование музейной педагогики в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пуказова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД