Лариса Никитина
Использование мультипликационного кино в развитии художественного творчества.
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Никитина Лариса Вячеславовна
Воспитатель
МБДОУ Игринский детский сад
общеразвивающего вида №3
Удмуртской Республики
Использование мультипликационного кино
в развитии художественного творчества.
Развитие детского художественного творчества – сложная и комплексная проблема.
Публикация «Использование мультипликационного кино в развитии художественного творчества,» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Большой вклад в исследованиях в этом направлении принадлежит Ж. В. Мацкевич. Она в своих исследованиях раскрыла возможность развития изобразительного творчества дошкольников средствами мультипликационного кино в условиях современного оснащения педагогического процесса детского сада мультимедиа техникой.
В детском саду часто просмотр мультфильмов используется как заполнение досуга, не обсуждается, не сопровождается последующим выражением отношения к образам и ряду художественных средств, использованных художниками – мультипликаторами.
В исследованиях спользование мультфильмов в работе с детьми 5-7 лет было направлено не только на формирование восприятия экранных произведений, но и на развитие творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, постижение языка экранных искусств.
Каждое занятие состояло из трёх частей, которые отделялись одна от другой проведением физкультминутки, переходом из одного помещения в другое, либо оздоровительной процедурой (приём коктейля).
Первая часть занятия – «Мы выбираем мультфильм», в которой детей знакомили с разнообразием мультипликационных фильмов на дисках и видеокассетах. Дошкольники рассматривали кадры из фильмов, размещённые на афишах, иллюстрациях, узнавали знакомые образы и каждый из фильмов хотели посмотреть.
Во второй части занятия – «Мы любим смотреть мультфильмы» задания варьировались: по предложению педагога и по выбору детей. Занятия проводились в игровой ситуации «Посещение кинотеатра». Часто дети приглашали для совместного просмотра своих родителей, братьев, сестёр или бабушек. Дети просматривали мультфильм или фрагмент мультфильма, проводилась беседа, после которой детям предлагалось рассказать об увиденном в рисунке. В беседе, обсуждении фильма принимали участие и приглашённые взрослые. При обсуждении был возможен повторный просмотр фрагментов, если дети не могли точно вспомнить какие-то детали.
Третья часть занятия – «Мы рисуем на тему мультфильма» посвящалась активизации интереса и желания детей выразить эстетические впечатления от фильмов, создавались условия для практической изобразительной деятельности.
С целью приобщения детей к эстетическим, изобразительно-выразительным качествам образов кино разработаны серии формирующих занятий.
Первая серия «Многообразие героев в кукольных, рисованных и компьютерных мультипликационных кинофильмах» разработана с целью формирования эстетического восприятия образов кино в процессе просмотра мультфильмов, возникновения замысла и изображения его в рисунках. Знакомили детей с разными видами мультипликации (кукольной, рисованной, компьютерной) в сравнении на экране, что способствовало обогащению их эмоционального опыта, расширению представлений о разных характерах образов и возникновению замысла.
Вторая серия «Динамика выразительных образов» посвящена формированию представлений о средствах передачи движения, действий и «взаимодействий» героев, обучение детей многообразию и вариантам способов изображения динамичности, изменчивости форм. В ходе серии дети просматривали сюжеты кукольных, рисованных, компьютерных мультфильмов и определяли динамику образов. Метод диагностирования динамики образов предполагал определение детьми «что делают герои?» и воображение «что делали?» или «что будут делать герои?». В ходе просмотра фильмов, занятий и игр у дошкольников формировалось понимание того, что действия, поступки, настроение, эмоции героев могут быть переданы изображением позы тела, жестов, расположением относительно других героев.
Третья серия «Композиция» направлена на обучение детей расположению героев в пространстве, формирование умений в изображении смыслового центра, глубины пространства, элементов перспективы, светотени, заслоняемости, непрозрачности форм предметов. Обучение детей композиции осуществлялось методом моделирования игровой ситуации («Мы - художники-мультипликаторы», в процессе просмотра отдельных кадров кукольных мультфильмов с определением месторасположения героев в пространстве (где находится герой, кто ближе-дальше, что позволило детям строить пространственно-уравновешенную композицию рисунка как кадр кинофильма.
Четвёртая серия занятий «Колорит» - разработана с целью формирования эстетических представлений о колористических художественных средствах мультипликационных кинофильмов, развития чувства гармонии цветосочетаний, обучения составлению сложных цветовых решений, выражению ими в рисунках своего отношения к изображаемым предметам и явлениям (праздничные – печальные, громкие – тихие, сухие – влажные, грубые – нежные и т. д.). При этом использовался метод сравнительного анализа внешнего вида, характеров, окружающей среды персонажей в процессе рассматривания отдельных кадров рисованных мультфильмов. В процессе беседы дети усваивали, что цветом художник передаёт своё собственное понимание сюжета, выражает отношение к героям мультфильма и их поступкам. Колористическое решение кадров оказывало положительное влияние на цветовой строй детских рисунков: появлялись гармоничные сочетания близких и контрастных цветовых тонов, передавались сложные фантастические сочетания, достигалось цветовое единство в рисунке. Под влиянием просмотра кадров мультфильма дети овладевали умением передавать своеобразие колорита, характерного для злого и доброго героя, для тёплого и холодного времени года и др.
Целью пятой серии занятий «Изобразительные техники» являлось закрепление у детей эстетических представлений об изобразительных материалах и многообразии техник изображения, которые они использовали, подражая художникам-мультипликаторам, а также формирование избирательности, творческих проявлений в выборе материалов и техники рисования, подчёркивающей выразительность, динамику образов. Использовался метод экспериментирования с новыми художественными техниками.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино развивается как процесс эстетического усвоения мультипликационных художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном рисунке.
Условия, способствующие эффективному развитию детского изобразительного творчества - отбор мультфильмов с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, стимулирующими возникновение замысла и реализацию его в детском рисовании; использование методики направленной на поэтапное усвоение изобразительно-выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках.
Литература: Ж. В. Мацкевич,Р. Г. Казакова «Смотрим и рисуем мультфильмы.»