Евгения Баринова
Использование мультфильмов и познавательных роликов в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние десятилетия в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости и агрессивности, как по отношению друг другу, так и по отношению к своим близким людям. Дети все чаще не могут наладить дружеские отношения, договориться о совместных действиях в игре и быту. У дошкольников искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными. Необходимо научить ребенка отличать добро от зла. Педагогическая идея заключается в определении путей повышения эффективности работы по формированию духовно-нравственных качеств у современных детей дошкольного возраста посредством использования мультфильмов и познавательных видеороликов.
Публикация «Использование мультфильмов и познавательных роликов в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Так как сюжеты многих мультфильмов приближены к реальности, а их просмотр – любимое занятие ребёнка. Жизненные ситуации в картине расскажут ребенку, каким образом следует вести себя, а любимые герои покажут, как надо поступать в той или иной ситуации. Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания ответственного, доброго человека, так как обладает богатыми педагогическими возможностями:
• расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями;
• помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение;
• показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
• формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей;
• развивают эстетический вкус, чувство юмора;
• мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
• способствуют воспитанию культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общения, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);
• воспитание коллективизма, воспитание любви к семье, Родине, её истории
Поэтому, мультипликационный фильм считается мощным средством воспитания подрастающего поколения. Именно по этой причине детям нужна качественная экранная продукция: как в художественном, так и в нравственном плане. В советских мультфильмах отражалась правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, как правило, его всегда побеждает добро. К тому же в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который легко перевоспитывается.
Второй формой работы на развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников, является просмотр развивающих, и социальных видеороликов. Преимущество использования таких видеороликов по сравнению со стандартными презентациями, в том, что они способны дать наиболее сильный эмоциональный эффект, надолго отложиться в памяти детей, а главное получить педагогам максимально эффективную обратную связь. При этом длина созданных видеороликов не превышает 1 минуты, что соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам.
В рамках работы по духовно-нравственному воспитанию в нашем детском саду создана подборка мультипликационных фильмов, которые структурированы нами по направлениям педагогического воздействия. В основе своей мы предлагаем к просмотру советские картины, которые, на наш взгляд, соответствуют всем стандартам.
Приведем примеры мультипликационных фильмов, способствующих формированию у дошкольников основных морально-нравственных качеств:
1. Так, научить детей быть внимательными друг к другу, уметь поступиться своими желаниями в пользу своего друга. Формировать умение договариваться и пользоваться вежливыми словами поможет мультфильм «Лунтик», серия под названием «Невежи» (1 сезон, 42 серия).
2. Формированию у детей таких нравственных качеств, как доброжелательность, жадность и щедрость способствует просмотр мультфильма по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок».
3. Ответить на вопрос «Что такое счастье?» может помочь мультфильм «Как ослик счастье искал» в котором раскрывается мысль о том, что помогать другим — это и есть счастье. Данная картина дает нам возможность довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.
4. Научить детей, какими не стоит быть и рассказать, как можно преодолеть самого себя, если такая напасть, как лень, все-таки одолела помогает мультфильм "Сказка про лень".
5. Мультфильм «Честное слово» по мотивам рассказа Л. Пантелеева раскроет дошкольникам понятие честность, сила духа и сила воли.
6. Раскрыть понятия «Доброта и бескорыстие» поможет советский короткометражный мультфильм «Просто так».
7. Привитию любви к близким, умению прощать способствует мультипликационный фильм «И мама меня простит»
8. Любимый мультфильм нескольких поколений «Приключения кота Леопольда» окажет неоценимую помощь при знакомстве воспитанников с такими понятиями, как «дружба», «взаимопомощь и взаимовыручка»
9. Укреплять дружественные отношения в детском коллективе; прививать чувство доброты и дружбы, готовности прийти на помощь нуждающемуся; объяснить важность взаимовыручки и правильного выбора могут помочь мультфильмы «Крошка енот», «Грибок-теремок», «Кораблик», «Цветик-семицветик», «По дороге с облаками»
10. Подвести детей к пониманию, что добрые дела и поступки помогают найти друзей, а плохие – приводят к прямо противоположному результату, способствует просмотр мультфильма «Капитошка»
№ п/п Название м/ф Формируемое качество
1 «Лунтик», серия под названием «Невежи»
(1 сезон, 42 серия). научить детей быть внимательными друг к другу, уметь поступиться своими желаниями в пользу своего друга.
Мультфильм по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок». Формировать у детей такие нравственные качества, как доброжелательность, щедрость, благодарность.
Мультфильм «Как ослик счастье искал» Поможет раскрыть мысль о том, что помогать другим — это и есть счастье. Данная картина дает нам возможность довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям
«Сказка про лень» Научит детей, какими не стоит быть и расскажет, как можно преодолеть самого себя, если такая напасть, как лень, все-таки одолела.
Мультфильм «Честное слово» по мотивам рассказа Л. Пантелеева Раскроет дошкольникам понятие честность, сила духа и сила воли.
Мультфильм «Просто так» Создает условия для формирования у дошкольников понятий «Доброта и бескорыстие».
Мультфильм «И мама меня простит» Прививать любовь к близким, умение прощать и заботиться о чувствах родных людей.
«Приключения кота Леопольда» Познакомит воспитанников с такими понятиями, как «дружба», «доброта», «взаимопомощь и взаимовыручка»
Мультфильмы «Крошка енот», «Грибок-теремок», «Кораблик», «Цветик-семицветик», «По дороге с облаками» Укреплять дружественные отношения в детском коллективе; прививать чувство доброты и дружбы, готовности прийти на помощь нуждающемуся; объяснить важность взаимовыручки и правильного выбора.
Мультфильм «Капитошка» Поможет подвести детей к пониманию, что добрые дела и поступки помогают найти друзей, а плохие – приводят к прямо противоположному результату.
В рамках реализации парциальной программы по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры «Доброе слово» нами создана картотека познавательных видеороликов социальной направленности, под условным названием «Добродетели и пороки». С помощью коротких видеороликов мы раскрываем детям такие понятия, как «Мудрость и глупость», «Милосердие», «Трудолюбие и лень», «Добро и зло», «Правда и ложь».
Таким образом, правильно подобранный видеоматериал вносит неоценимый вклад в формирование у дошкольников устойчивых морально-нравственных качеств, так как такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена.