Анна Беляева
Использование мордовской национальной культуры для мотивации изучения мордовского языка
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в дошкольном образовании произошли позитивные изменения. Они, в частности, состоят в том, что приоритетные позиции начинают занимать вопросы приобщения детей к народной культуре. Чтобы считать себя сыном или дочерью Мордовии, надо понять жизнь мордовского народа, принять историю и культуру. И воспитывать детей так чтобы они почувствовали себя важной частью своей истории.
Публикация «Использование мордовской национальной культуры для мотивации изучения мордовского языка» размещена в разделах
Важным компонентом содержания обучения мордовским языкам является совокупность тех речевых умений и навыков, которые дают ребенку возможность активно пользоваться всем программным материалом для общения, для выражения собственных мыслей на мордовском языке.
Овладение этим языковыми навыками и умениями в большинстве своем происходит на занятиях, экскурсиях, во время игр, при общении с детьми на прогулке, в режимные моменты.
Мордовская народная песня – явление самобытное, заслуживающее пристального внимания. В ней отражены природа Мордовии, прошлое и настоящее народа, его быт. Именно слушая музыкальные произведения, исполняя народные песни, разучивая мордовские танцы, дети знакомятся с элементами мордовской культуры, получают огромный эмоциональный
заряд, усваивают нравственные нормы поведения в обществе.
Песни Мордвы подразделяются на два рода: Приуроченные –это традиционные песни,которые исполняются в определенное время,при определенных обстоятельствах. Сюда входят:колыбельные песни, рождественские,веспенние и т. д.
Неприуроченные- это мордовские народные песни,частушки, русские народные и т. д.
Для детского сада присуще приуроченные песни. Поются песни перед сном, в игровые моменты, на прогулке. Например:
Тю –тю, лю-лю баюня
Монь иднязе тяконя
Маша уды тю- тю-тю
Аф салави кутюти
Матта,матта цебярняста,
Удока ней, Аляней.
Мады енюнязе уды.
Мады, мады иднязе
Мады, мады, лефкскязе.
И баю, вай, баю
Мокшень стирня,сон уды.
Напеванию колыбельных песен родственны напевы песни – потешки.
К потешкам относятся песни – пожелания здоровья и роста ребенку, игровые шуточные песни, о животных и птицах.
Например пожелание здоровья и роста ребенку.
Дегу, дегу – дегушки
Марюсь окши сексети
Кядец саты моркшти
Лямнядонга коршты.
Но, конечно, обязательно содержание на русском языке.
Шуточные песни, песни – диалоги с животными. Здесь исполняют вместе – воспитатель задает вопрос, ребенок отвечает.
Воспитатель:
Ай, катоня, катоня!
Ков якать исяконя
Ребенок:
Якань шеернять мельче
Кяшсь варяняти, из нельгов.
Воспитатель:
Ай, катоня, катоня!
Коза тият латоня
Ребенок:
Дурба фталу,
Самовар алу.
Кошечка, кошечка
Куда ходила вчера
Ходила за мышкой
Но она спряталась от меня.
Кошечка, кошечка
Куда сделать тебе жилище
За печкой и под самовар.
Издревле исполнялись песни, призывающие перелетных птиц.
Нармоннят, нармоннят
Лямбе кизонь кандынят
Курок лийкстада миндейнек
Минь пачада антядязь
Нада ярхцада, нада симода.
Птички, птички
Теплое лето приносящие
Быстрее к нам прилетайте
Мы блинами вас накормим
Молочным киселем напоим
Вот вам ешьте
Вот вам пейте.
Особой разновидностью присловий являются приговорки, которые в зависимости от условий и целей применения могут выступать как пестушками.
Например, когда ребенок просыпается и потягивается, приговаривают:
Стяка, стяка цераняй
Стяка, стяка удыняй
Лихтить, лихтить кядемкатнень
Нуваргофтка ронгоняцень
Катка, идняй, пизоняцень - нюрямняцень
Вставай, вставай,сыночек.
Покажи свои ручки. .
Выпрямляй свой стан.
Оставляй свое местечко.
Закрепление и активизация слов происходит как на занятиях, так и в режимные моменты. Игровая ситуация «Одеваем куклу на прогулку» и разучивается песенка «Ай Таняня, Таняня». Рассказывается содержание песенки и показываются действия Танечки.
Ай Таняня, Таняня
Сатиновый паленя
Таня моли пандова
Материянь кандома
Танянь пильгом пупордась
Материясь куколдась.
Танечка идет в сатиновом платье, несет в руках материю, чтобы сшить себе новое платье, вдруг нога зацепилась, она упала, материя выпала из рук.
Знание и изучение культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас, кто мы, что объединяет, во имя чего мы живем. Я считаю, что мы движемся вперед и продолжаем работу по воспитанию детей национально – культурных традициях, формированию у каждого ребенка активных гражданской позиции, воспитанию уважения к людям любой национальности и бережного отношения к культурно – историческому наследию родного края.