Петрова Наталия
Использование мнемотехники в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Разрешите представиться. Меня зовут Наталия Юрьевна. Я работаю воспитателем более 20 лет. В настоящее время мои воспитанники – дети подготовительной группы детского сада. Я могу сказать с уверенностью, что грамотно организованная игровая деятельность в детском саду «способна творить чудеса». Игра для детей не просто увлекательное время провождение, но и способ моделирования взрослого мира, приобретение опыта общения, новых знаний. С введением Закона Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДОУ, ценность игры еще больше возрастает. ФГОС требует уделять самое главное внимание именно совместной игровой деятельности с детьми.
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Передо мною встала задача – организовать игровое пространство и деятельность с максимальной пользой для всестороннего развития дошкольников. Я определила мотив для дальнейшей работы. Это умение педагога ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, уделять больше внимания нетрадиционным методам и приемам развития игровой деятельности, способствовать адекватной социализации ребенка. Мною был разработан алгоритм действия. Он заключается в том, что игра должна быть неразрывно связана с развитием речи детей, должна способствовать развитию познавательных интересов и усвоению новых знаний, игра должна воспитывать в ребенке ответственность, добросовестность, организованность. Реализация этой идеи потребовала создание определенной системы работы по игровому воспитанию.
Свою работу я условно разделила на 3 этапа:
1 этап. Формирование чувственного познания через игровую деятельность. Эту работу я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Здесь главным условием выступало создание развивающей среды и применение наглядного материала, поскольку основа содержания познавательной деятельности в этом возрасте является чувственное познание – реализуемое в игре. Мною была создана картотека игр, подобрано музыкальное сопровождение свободной игровой деятельности. Я проводила дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, игры – упражнения на развитие внимания, памяти, воображения. Традиционным у нас стал «игровой час» (во 2 половину дня). Все это несомненно повысило интерес детей к игре.
2 этап. Социально – личностное воспитание дошкольников в ролевых и театральных играх. Для детей среднего звена дошкольного детства характерно желание быть похожими на героев сказок, мультфильмов, совершать их подвиги. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в той или иной игре, представляя, что они сильные, смелые, умелые и это придает им сил для новых открытий. На данном возрастном этапе я использовала игры-драматизации, инсценирование сказок и стихотворений. Мною были созданы различные игровые зоны «В гостях у Айболита», «Салон- красоты», «Кафе», «Ателье»и другие. Активно стали применять все виды театра: настольный, театр теней, пальчиковый, театр ростовых кукол. Расширили темы игр из реальной жизни («Домашние хлопоты», «Походы в гости»; игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей : «Воспитатель», «Продавец», «Водитель», народные игры и другие.
3 этап. Приобщение к миру игры, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников.
Данный этап работы предполагал решение следующих задач:
- обучение детей основным логическим операциям: анализу, сравнению, умозаключению и другим через игровую деятельность;
- обучение детей ориентировки в пространстве путем с использованием игровых ситуаций;
- развитие у детей высших психических функций, умения рассуждать, доказывать, воспитывать уверенность в себе, взаимопомощь.
Предметное пространство группы заполнилось конструкторами, разнообразным строительным материалом, зонами настольных игр. Особое значение приобрели игры на развитие логического мышления «Лего-конструкторы», комплекс игр «Дары Фребеля», широко используем компьютерные интерактивные технологии в качестве дидактического средства, практикуем использование элементов мнемотехники в развитии игровой деятельности детей.
На данном вопросе мне бы хотелось остановиться поподробнее.
Слово «мнемотехника» произошло от древнегреческой покровительницы памяти – Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярным. Если раннее она использовалась в большей части в речевом развитии детей, то сейчас мнемотехника используется значительно обширнее. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлено тем, что именно в этом возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Благодаря использованию уникальных таблиц у детей развивается логическое мышление, они учатся правильно формировать свои мысли. Использование элементов мнемотехники в игровой деятельности детей, в результате грамотной работы педагогов и родителей, приводит к пополнению обогащения игрового опыта детей, развитию творческих, интеллектуальных способностей, интереса к игре. Использование элементов мнемотехники в игре мы начали с детьми младшего дошкольного возраста в подвижных и музыкальных играх. Перед началом игры педагог предлагает детям мнемоквадрат с понятным изображением, который обозначает название игры или песенки, также используем элементы мнемотехники в этом возрасте как организационный или игровой, сюрпризный момент в непосредственно- образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.
В старшем дошкольном возрасте используем мнемодорожки – это квадрат из 4 и более картинок и мнемотаблицы – самая сложная структура, представляющая собой изображение основных звеньев, в том числе и схематических. Их сначала составляют педагоги и родители, потом к этому процессу подключаем детей. Элементы мнемотехники успешно используем в дидактических и логических играх (Лото «Живой мир», «Угадай, кто я?», «Городское путешествие», «Расскажи о времени года» и т. д., в театрализованных и речевых играх, направленных на умение связанно и выразительно передавать текст, на составление и обыгрывание сказок, творческих рассказов: («Какая сказка спряталась», «Придумай дальше», «Сказка на новый лад», «Фантазеры» и т. д.). Элементы мнемотехники в сюжетно –ролевых играх и играх с конструктором используем в виде схем : «Построй по образцу», «Новый домик – теремок», «Интересные покупки». В подготовительной группы элементы мнемотехники с успехом используем в интеллектуальных викторинах и конкурсах («Что Где Когда», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Хочу все знать», «Путешествие в страну знаний», «В мире фантастики»).
Мы работаем в постоянном, творческом взаимодействии с родителями, регулярно знакомим их с новыми методами, приемами, приоритетными направлениями в работе с детьми, направленными на всестороннее и гармоничное развитие детей. Родители принимают самое активное участие в мероприятиях, организованных в детском саду. Это обучающие семинары «Нетрадиционные методы и приемы в организации игровой деятельности детей дома», «Какие игрушки нужны ребенку?», консультации: «Играем вместе», «Давай придумаем игру», «Учимся играть с детьми», практикум «Использование элементов мнемотехники в игре в домашних условиях», мастер-класс «Игрушка своими руками», фоторепортажи «Играем дома», помогают в изготовлении и подборе необходимого дидактического материала.
На сегодняшний день мы добились заметных результатов, дети научились использовать элементы мнемотехники в разных видах деятельности, появился творческий подход к игре, пополнился словарный запас. Мы и дальше планируем вести работу в этом направлении.