Нечаева Наталья Сергеевна
Использование мнемотаблиц у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Одно из важнейших условий умственного развития и воспитания дошкольников детей в том числе и с ТНР это речевое развитие. Именно в дошкольном возрасте самые благоприятные условия для закладывания основ богатого словарного запаса и красноречия. По мнению специалистов, использование специально разработанных методик и приёмов для улучшения коммуникативных навыков помогает детям усваивать новый материал и развиваться.
Публикация «Использование мнемотаблиц у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Синонимы, образность, умение ярко и грамотно описывать, происходящее, у современных дошкольников встречаются, к сожалению, достаточно редко. В разговоре детей зачастую присутствует множество дефектов.
Основные проблемы, которые встречаются у дошкольников :
Односложная речь, состоящая только из простых предложений.
Неумение построить грамматически правильное распространенное предложение.
Маленький словарный запас.
Использование нелитературной лексики.
Неспособность доступно и грамотно формулировать вопросы, строить краткие или развёрнутые ответы.
Отсутствие логики выводов и утверждений.
Неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе. неспособность пересказать историю своими словами.
Плохая дикция.
Отсутствие культуры речи (ребёнок не умеет регулировать громкость голоса, изменять темп, делать интонационные акценты).
Задача взрослых — научить дошкольников последовательно, правильно, с точки зрения, грамматики выражать свои мысли. Дети должны уметь рассказывать о разных ситуациях из окружающей действительности с помощью связной и богатой речи.
Современный ребёнок имеет доступ к Интернету, а также к разнообразной мультимедийной информации, поэтому важно сделать процесс обучения детей максимально познавательным, интересным, развивающим и занимательным.
В этой связи на помощь в дошкольной педагогике приходит мнемотехника. Этот метод называют также сенсорно-графическими схемами, блоками-квадратами, предметно-схематическими моделями, коллажем, схемой составления рассказа. Что же такое «мнемотехника»? В переводе с греческого это понятие означает «искусство запоминания».
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего её воспроизведения с помощью изображений.
Мнемотехника — это система приёмов и методов, которая обеспечивает эффективное усвоение ребёнком информации об окружающем мире, успешное запоминание структуры повествования, воспроизведение полученных знаний, а также развитие связной речи.
Что развивает мнемотехника?
-Мышление посредством ассоциаций.
-воображение.
-слуховую и зрительную память.
-внимание (зрительное и слуховое).
Учёные утверждают, что «язык» мозга — это, прежде всего, зрительные образы. Чтобы иметь успех в изучении языка или же какой-либо другой дисциплины, необходимо «разговаривать» с мозгом на его «языке». Когда человек запоминает слово вместе с его графическим изображением (картинкой, фотографией, символом, мозгу легче фиксировать взаимосвязь между ними. Соответственно, информация быстрее усваивается. Отличным методом для достижения этого эффекта является мнемотехника, ведь в ней процесс запоминания базируется на образовании ассоциаций. Какие-то абстрактные вещи и явления заменяют образами, которые имеют аудиальное, визуальное или же кинестетическое воплощение. Многим людям очень сложно удержать в голове слова, имеющие абстрактное значение. Они начинают зазубривать слова, но, к сожалению, спустя, некоторое время они не могут вспомнить то, что учили. Для лёгкости и эффективности запоминания слова и понятия необходимо его наполнить смыслом, связав с понятными, известными и конкретными звуковыми или зрительными образами, либо же с яркими ощущениями. Когда это будет сделано, информация будет гораздо быстрее и легче усваиваться. В этом и состоит секрет. Использование педагогами мнемотаблиц существенно облегчает процесс обучения детей и развития связной речи, а наличие зрительных схем делает их рассказы более последовательными, чёткими, насыщенными деталями. Мнемотаблица — это, прежде всего, некая схема, которая отображает определённую информацию. Она служит дидактическим материалом во время формирования речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц необходимо для :
-наращивания словарного запаса.
-обучения составлению различных рассказов.
-пересказов художественных произведений.
-отгадывания и загадывания головоломок и загадок.
-заучивания стихотворений.
-улучшения разговорных навыков.
Чтобы изготовить такие картинки, педагогу не нужны особые художественные способности. Для создания мнемотаблиц достаточно изобразить символически предметы и объекты, которые будут иллюстрировать рассказ. Детей младшего и среднего дошкольного возраста заинтересуют больше цветные мнемотаблицы, поскольку память малышей устроена так, что им легче запоминать целые образы (рыжая лиса, серая мышка, зелёная ёлочка и прочие). Со временем при постоянном использовании в процессе обучения таких таблиц можно усложнять или заменять образы, к которым привыкли дети, на символы (к примеру, изобразить персонаж графически). К примеру, лису иллюстрировать с помощью круга и треугольника оранжевого цвета, медведя — коричневым кругом. Детям постарше желательно делать одноцветные схемы, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символов. Существуют специально созданные специалистами модельные схемы для дошкольников, которые упрощают задачи педагога во время подготовки к занятиям. Тем не менее не всегда готовые схемы могут подойти по содержанию, поэтому лучше брать их за основу, дополняя, совершенствуя, уточняя необходимыми символическими изображениями. Использование моделирования способствует лёгкому и быстрому пониманию и запоминанию текстов, а также является прекрасным методом работы с памятью для дошкольников. Во время осуществления данных приёмов в процессе запоминания включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Ребёнок легко вспомнит картинку, после чего и слова. Поэтому учить детей с помощью такой техники очень удобно, легко и эффективно.
Педагог проводит с малышом беседу по тексту, они рассматривают иллюстрации, отслеживают последовательность заранее созданной таблицы для конкретного произведения. Дети постарше могут самостоятельно выбирать нужные элементы модели к литературному тексту, располагать их в определённой последовательности, которая поможет им с пересказом. Весь этот процесс необходимо контролировать взрослым. Так, постепенно творчество воспитателя переходит в совместную работу ребёнка и взрослого. Если на первом этапе педагог предпочёл дать готовые схемы, то на следующем логично будет предоставить возможность ребёнку обсудить различные их версии, поучаствовать в отборе наиболее удачных вариантов. В этой ситуации ребёнок и педагог выступают в роли равноправных партнёров. Взрослый должен незаметно помочь малышу выбирать наиболее удачные варианты, оформляя их в единое произведение. В такой ситуации дети начинают проявлять творческий подход и самостоятельность, мнемотаблица придумывается сообща.
Следует отметить, что дошкольников на первых этапах может затруднять подобного рода работа, поскольку нелегко следовать предложенному плану той или иной модели мнемотаблицы. Часто первые повествования по моделям получаются достаточно схематичными. Чтобы облегчить задачу, в содержание нужно вводить задания по обогащению и активизации словарного запаса. Одновременно с этой работой нужно использовать речевые игры.
Также эффективно для детей совмещать с мнемотаблицами настольно-печатные игры. Они помогают малышам научиться систематизировать предметы, развивать зрительное восприятие, внимательность, наблюдательность, заинтересованность окружающей действительностью, логическое, образное мышление, речь, а также навыки самопроверки. Чем раньше взрослые начнут обучать дошкольников с помощью мнемотехники, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности ребёнка к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей.
Однако нужно отметить, что работа по совершенствованию коммуникативных навыков не должна ограничиваться только мнемотаблицами. Действительно, они являются эффективным средством для формирования связной речи и доступным способом познания окружающей действительности. Тем не менее это лишь одна техника, начальная, стартовая, хоть и достаточно значимая, ведь она помогает лучше усваивать и перерабатывать зрительную информацию, запоминать её и воспроизводить. К тому же полезным будет внедрение этого метода для обучения малышей с общим недоразвитием речи.
Именно мнемотехника позволяет обучить устной коммуникации, которая так необходима в современном информационном пространстве.