Яицкая Людмила
Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира мы все чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы этот процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.
Публикация «Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность выбранной темы:
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;
Применения мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно – следственные связи, делает выводы.
Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи: помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; обогащать словарный запас детей, учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения; развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; развивать мелкую моторику у детей.
Мнемотехника – в переводе с греческого языка «искусство запоминания» это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях обьектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схемами, глядя на эти рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодоржкам, и позже – к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин;
Описательный рассказ; творческий рассказ.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность рассказа, лексико – грамматическую наполняемость рассказа. Этапы работы со схемой – моделью :
Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом,еда) – если дети умеют читать и писать;
Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Использовать схему – модель как план перессказа;
Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков: обогащают словарный запас детей.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми необходимо только придерживаться следующих требований:
Модель должна отображать обобщенный образ предмета; раскрывать существенное в обьекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем- моделей удается достичь следующих результатов; у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно – печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление.