Альбина Аджигельдиева
Использование методического пособия «Театр на фартуке»
▼ Скачать
Использование методического пособия «Театр на фартуке»
Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребёнка, формирование у него жизненной компетентности. Современная модель организации педагогического процесса с дошкольниками должна быть единой комплексной деятельностью, которая способствует полноценному бытию ребёнка, его активному творческому поведению в разных видах деятельности: игровой, производительной, коммуникативной, театрализованной, художественной и т. д.
Публикация «Использование методического пособия „Театр на фартуке“» размещена в разделах
- Дидактические и сенсорные фартуки и юбки
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Театр на фартуке
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Фартук
- Темочки
Методические ориентиры, которые содержатся в учебно-методическом пособии «Театр на фартуке», помогают педагогу не выпустить из рук и сердца моральный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания, умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребенка: «Природа», «Культура», «Люди», «Я сам»; психологизацию его бытия в процессе интересной театрализованной деятельности.
«Театр на фартуке» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников, в том числе и физическую.
Поскольку, для эффективного показа спектакля важно все: какие декорации и их размещения, какие куклы и ширма, где сидят дети и т. п., поэтому педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «Театр – фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актерами, быстро меняются, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, дает возможность взаимодействия «актер – зритель».
Материалы пособия доступны для использования в работе с детьми как раннего так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации основных линий развития: физического, социально – нравственного, эмоционально – ценностного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и креативного.
Физическое развитие ставит за цель: укрепление здоровья, повышение двигательной активности, ознакомление со строением тела человека, его внешностью. Развитие и совершенствование двигательных умений детей – длительный и сложный процесс. Движения являются их органической потребностью. В них дети находят радость, они положительно влияют на все функции организма, укрепляют мышцы, повышают работоспособность.
Методические приемы :
В процессе театральной деятельности педагог может предложить детям поиграть в подвижные игры. В процессе игры дошкольники могут показывать ходу и повадки животных, например, попросить ребёнка показать, как ходит лисичка, а как мышка или медведь (по сказке «Теремок»). Можно также предложить детям показать, как звал дед бабку, чтобы она помогла ему вытащить репку (сказка «Репка»); как баба с дедом пекли колобок (сказка «Колобок») и т. д.
Речевое развитие. Чтобы развивать речь ребёнка, нужно не просто предлагать ему разнообразный языковой материал, необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств реализации целей коммуникации. Эта линия предполагает формирование умения устанавливать речевые взаимодействия, грамотно строить и высказывать свои мысли, поддерживать диалог. Одним из средств формирования связной речи как составной речевой деятельности является использование различных плоскостных изображений: иллюстраций, дидактических картин. Широко используются плоскостные изображения в «Театре на фартуке».
Методические приемы :
В процессе «фартуковой» деятельности педагог имеет возможность упражнять детей в постановке вопросов, сравнивании, рассказывании, побудить к речевому общению в дидактической игре, учит постепенного перехода сказки в рассказ, составлении новой сказки, определение в художественном произведении добра и зла и т. п.
В раннем, младшем и среднем возрасте при проведении ОД по образовательной области «Чтение художественной литературы» театрализованная деятельность на фартуке может использоваться как метод организации.
В старших группах театрализованная деятельность используется как фрагмент : для заинтересованности детей во время образовательной деятельности; активизации детей в процессе; при моделировании ситуаций общения; как образец при составлении различных видов рассказов.
Художественно – эстетическое развитие - направлено на развитие способности передавать свои жизненные впечатления средствами изобразительного, музыкального, литературного, театрального искусств.
Методические приемы :
В процессе совместной деятельности по изобразительному искусству будет целесообразным использование воспитателем этого театра для решения двух основных задач. Во-первых, превратить обучение основам изобразительной деятельности на осознанное и интересное для ребёнка дело. Во-вторых, обеспечить ребёнку естественный переход от обучения к игре и способствовать формированию игры.
Для того, чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью он кратко, но достаточно убедительно рассказывает вымышленную историю о нуждах и заботах различных игровых персонажей и побуждает детей помочь им (например, для зверей из сказки «Теремок» нарисовать новый домик).
Креативное развитие. Главная задача – обогащать практический и теоретический опыт ребёнка; предоставлять ему возможность самоопределяться, проявлять творческую инициативу, осуществлять самостоятельные выборы, принимать собственные выводы, варьировать содержание и формы выполнения задания; формировать потребность в новых впечатлениях и т. п.
Методические приемы :
В процессе «фартуковой» деятельности педагог побуждает детей к обобщению услышанного и увиденного; комментирования; прививает умение видеть новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться; формирует любознательность.