Курдояк Евгения Александровна
Использование методических пособий для развития позитивной социально-коммуникативной грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоя-щая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Л. Н. Толстой.
Актуальность:
В современном мире социальное развитие ребенка является актуальным, т. к. одной из целевых задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития ини-циативы и творческих способностей на основе соответствую-щих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрос-лыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Публикация «Использование методических пособий для развития позитивной социально-коммуникативной грамотности у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Перед педагогом стоит задача пересмотреть приоритеты профессиональной деятельности, ориентируясь не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адап-тироваться к новым ситуациям, проявить гибкость, наладить социальное партнерство и эффективные коммуникации, найти решение сложных вопросов. Поэтому, формирование таких качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.
Цель:
Представление опыта работы по использованию пособий для развития позитивной социализации у дошкольников.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и направления позитивной социализации.
2. Рассказать педагогам о своем опыте работы в направлении игровая деятельность, а именно дидактические игры и пособия.
3. Сформировать знания педагогов о развитии позитивной социали-зации посредством дидактических пособий через практикум.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного раз-вития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятель-ности.
Ребенок должен чувствовать себя в детском саду уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности.
Основным компонентом позитивной социализации дошкольника яв-ляется социокультурная среда в ДОУ. Которая будет создавать условия для полноценного социального развития детей.
Формирование позитивной социализации дошкольника происходит в нескольких направлениях:
- нравственное воспитание. Традиции и праздники, подготовка к праздникам, проведение экскурсий, посещение библиотеки, музея и выставок.
- формирование ценностей здоровья. День здоровья, ЗОЖ, Спортивные праздники и соревнования.
- трудовое воспитание. Агенты социализации, огород на окне, трудовой десант, труд в природе, акции.
- игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра, игры с правилами, коммуникативные, театрализованные и дидактические игры, проблемные и игровые ситуации.
Сегодня я хочу вам рассказать о направлении игровая деятельность, а именно дидактические игры и пособия.
Чтобы дети стремились быть добрее, внимательнее друг к другу, проявляли заботу к ближним, приносили пользу окружающим, был создан «островок доброты».
В нём имеются пособие «Коврик мирилка», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта.
Методическое пособие «Мое настроение». Цель, которого развитие у детей умения определять своё настроение, анализировать, рассказывать о причинах изменения своего настроения.
Приходя в детский сад, дети рассказывают о своём настроении, прикрепляют свою прищепку к цветному кругу. Красный круг – плохое настроение, грусть, печаль. Жёлтый круг – спокойное настроение, без эмо-ций. Зелёный круг – хорошее настроение, весёлое, радостное.
Планирую перенести его в приемную, чтобы дети в утренние часы, по приходу в детский сад и, уходя из него, отмечали своё настроение. Родители будут иметь возможность следить за эмоциональным состоянием ребенка.
С помощью пособия «Цветик семицветик» происходит обсуждение различных жизненных ситуаций. Дети, выбирая лепесток, определяют эмоциональное состояние героев, рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, как правило, с положительной направленностью. Детям за-даются вопросы: Кто он? Он какой? Почему такой? А ты таким бываешь? К чему это может привести? А что будет потом? Обсуждение с ребятами историй помогает научиться прогнозировать последствия собственного поведения. Совершая действие, ребенок учится осознавать, какую эмоцию оно вызовет.
Дидактическая игра «Эмоции»
Цель: формировать умения детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
«Коврик злости»
Цель: снятие эмоционального напряжения. Ребенок вытирает ноги о коврик, проговаривает слова: «Я не злой, я улыбчивый такой» пока не улыбнется и пройдет у него злость.
«Стаканчик для гнева»
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения. Ребенок весь свой гнев и злость проговаривает в стаканчик и закрывает его.
«Уголок уединения» сделан в домике – палатке. Очень удобно переносить в разные части группы.
Цель: создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения пережи-ваемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
Вместе с детьми и был создан альбом «Что такое доброта?», целью которого послужило воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение дел во благо других людей.
В перспективе планирую продолжить обогащать наш «островок» новыми «жителями».
Практикум:
Мне нужны помощники, выходите коллеги.
Предлагаю вам сыграть со мной в игру «Солнышко выручай»
Цель: Развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Инструкция: Каждому играющему по очереди передается игрушка солнышко. У кого в руках игрушка я спрашиваю «Как ты поступишь в ситуации, если:
– нечаянно обидел своего друга…
– с тобой никто не хочет дружить…
– твоего друга обидели…
– твой друг заплакал и загрустил…
– твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…
– у твоего друга что-то не получается…
– твой друг знает больше чем ты…
– твой друг нарушил правила поведения в группе…»
«Пирамида любви»
Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Инструкция: Играющие стоят в кругу. Я говорю: «Каждый из нас что-то и кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Я предлагаю построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (играющие выстраивают пи-рамиду.)
Вы чувствуете тепло рук?
Вам приятно это состояние?
Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида – потому что мы любимы и любим сами».
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку со-циальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают опти-мальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Я уверена, что моя работа по позитивной социализации дошкольника сможет стать фундаментом в формировании социализированного человека. Который будет соответствовать социальным требованиям, в то же время сможет противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящие развитие его индивидуальности.
Закончить свое выступление хочу словами Льва Семёновича Выгод-ского «Обучение подобно башне, его нужно строить шаг за шагам»
Решение в проект:
1. Педагогам рекомендовать использовать опыт работы по развитию позитивной социализации в работе с дошкольниками.
2. Предложенный практический материал и приемы использовать в работе с детьми для более эффективной позитивной социализации.
3. Так же при создании ПРРС в группах необходимо пополнить развивающую среду материалами, атрибутами, наглядными средствами, с помощью которых будет развиваться позитивная социализация у до-школьников.
Спасибо за внимание!